Информационная битва за бензин

Достоверная информация о состоянии топливного рынка – залог энергетической безопасности РФ

С началом специальной военной операции данные по добыче, производству и отгрузке топливно-энергетического сырья были засекречены: понятная реакционная мера на санкционный удар по России. Но позже выяснилось: в мире, где не существует односторонних связей, где анализ данных давно является самостоятельной профессией, где анализ даже открытых источников информации стал частью работы специальных служб, полностью скрыть все, что мы хотим, невозможно.

Это заставляет вспомнить лекции по теории информации. Заведующий кафедрой системного анализа и математики в Волго-Вятской академии государственной службы Александр Надеев рассказывал студентам: «Информация обладает тремя базовыми характеристиками – целостность, целесообразность и открытость». И ситуация настоящего, когда информация о ТЭКе (особенно российском) стала ядром информационной войны против нашего государства, заставляет задуматься, как правильно обходиться с доступными данными.

Последнее время иностранные источники информации стали выдавать много информации о состоянии российского рынка. И Reuters, и Bloomberg, и некоторые другие СМИ, которые формально не работают в России, знают больше, чем российские участники. Характерная особенность этих СМИ: они выдают полученные данные под нужным только им углом, который позволяет представить Россию как ненадежного поставщика, имеющего технологические или иные проблемы. Анонимные спикеры предрекают все возможные беды в рамках энергетического апокалипсиса.

Все это порождает некоторые вопросы.

Государство своими решениями закрывает данные, состояние технологических объектов. Каждый участник рынка уже давно понимает и не занимается саморекламой на знании того или иного процесса, дабы не ухудшить сам же рынок. Поэтому первый вопрос: кто становится источником этой информации для западных агентств и осведомлены ли об этом компетентные органы?

Другой вопрос – нужно ли нам скрывать информацию и можем ли быть сильнее, если враги знают о некоторых аспектах нашей жизни больше, чем мы сами?

Президентом и правительством поставлена задача развития биржевой торговли (альтернатива биржи – государственное регулирование, которое пока не рассматривается как система для нашей экономики). Поэтому формирование цен, спроса и предложения на продукцию и услуги – задача для участников рынка. Спрос и предложение для промышленных предприятий – величины относительно постоянные. Изменить их может либо снижение спроса на производимую продукцию, либо необходимость создания запасов по причине возможных перебоев в будущем.

После 1990-х гг. мы все уже привыкли, что бензин и дизельное топливо есть всегда. Может, дорого, может, не очень, но есть. На заправках, на нефтебазах, на бирже. И его можно купить. Также развитие рыночной экономики приучило нас к тому, что могут быть определенные кризисы на рынке, связанные либо со спросом, либо с предложением. А также цена на топливо может вырасти на оптовом рынке процентов на 30 в сезон высокого потребления. И для промышленных потребителей, сетей АЗС возникает вопрос планирования закупок, создания запасов для избежания остановки производств.

Видение ситуации в будущем (пока у нас срочный фьючерсный рынок не получил своего развития) отражается в уровне спроса на биржевых торгах. За счет чего это происходит?

Только за счет получения той или иной информации. К примеру, если внезапно сообщается об уходе нефтеперерабатывающего завода на ремонт, любой потребитель понимает, что излишков предложения не будет. И нужно либо закупить нефтепродукты заранее, либо искать их на других НПЗ. А если происходит технологический инцидент, но нет информации о примерных сроках ремонта, то опять потребитель начинает переживать – отсутствие достоверной открытой информации превращает его в невротика, который готов купить где угодно и что угодно, лишь бы не остановить свой бизнес, особенно если этот бизнес – сеть АЗС.

История последних месяцев показывает, что данных для принятия решения может быть недостаточно. В данном случае отсутствие достоверных сведений зачастую играет против нашего российского рынка. А когда на информационное молчание накладываются сливы от иностранных «инсайдеров», большая часть игроков точно начинает верить в теории заговора, считать, что необходимого количества топлива не будет, и тем самым создавать повышенный спрос.

Логическая цепочка проста: технологический инцидент – оценка потребителем снижения предложения – отсутствие достоверной и выверенной информации – дезинформация от зарубежных источников – рост спроса на бирже. Ну и рост цен, который сложно ограничить программными методами, поскольку разумность выбора исчезает.

Люди бьются за бензин, даже не осознавая, нужен ли он им в таких количествах и по такой цене.

Таким образом, информация является ключевым фактором изменения цен на бирже. Это даже доказывать не нужно. В нашем случае информация – это один из факторов роста оптовых цен на бирже. Если мы ее получаем из недостоверных, случайных или даже враждебных источников, это не добавляет ни стабильности, ни уверенности. Однозначно можно сказать, что никакие технологические и программные ограничения на биржевых торгах также не помогут в случае отсутствия информации.

В рамках работы органов власти, особенно профильных, было бы правильно пересмотреть подходы к организации предоставления ключевой информации, влияющей на стоимость топлива, в открытый доступ. Либо необходимо создание аккредитованных независимых ценовых агентств, которые могут оценивать любые события адекватно и предоставлять необходимые данные. В условиях закрытости это невозможно. В условиях получения закрытых данных зарубежными СМИ – невозможно вдвойне.

Защищаться и оправдываться не получается. Нужно либо менять концепцию рынка, делать его регулируемым и не зависящим от сторонней информации. Либо, в случае развития биржевого рынка, работе с данными нужно уделять больше внимания. Нам нужна целостная, достоверная и открытая информация. От российских источников. Это вопрос безопасности. И не всегда только энергетической.