Как расширить рельсы

Квоты на железнодорожную перевозку угля на экспорт следует распределять по конкурсу

Одна из ключевых логистических задач России – наращивание до 2030 г. пропускной способности Восточного полигона, железных дорог Забайкалья и Дальнего Востока, со 173 млн до 210 млн т. Сейчас же, несмотря на расшивку узких мест и строительство новых путей, сохраняется дефицит пропускных возможностей железнодорожной инфраструктуры.

В этих условиях фактически создается ситуация острой конкуренции российских производителей за вывозные мощности. Дисбалансы в приоритетах вывоза грузов могут прямо снижать возможности экспорта тех или иных отраслей.

В прошлом году вопросы отказов в погрузке, снижения провозных мощностей на Восток ставили предприятия черной и цветной металлургии (первые попросили гарантии вывоза 8–9 млн т продукции), нефтяники, нефтепереработчики. В целом озабоченность отраслей абсолютно понятна и не должна вызывать недоумения – каждый старается обеспечить объемами свою отрасль, свои производства.

В то же время сейчас фактический приоритет имеет один груз. В 2023 г., по информации Минэнерго РФ, было добыто 438 млн т угля, из которых 213 млн (49%) было экспортировано. Стабильность поставок угля обеспечивается системой квотирования экспортных перевозок угля в восточном направлении. ОАО «РЖД» заключило соглашения с регионами о вывозе 99,35 млн т угля на экспорт в восточном направлении в 2024 г. при предполагаемой средневзвешенной провозной способности Восточного полигона лишь в 173 млн т в этом году. В результате на уголь приходится 58% общего грузопотока Восточного полигона и около 70% всего экспортного грузопотока в восточном направлении.

При этом преимущества от приоритетного вывоза угля на экспорт по квотам получают в стране лишь отдельные немногие регионы. Это прежде всего Кемеровская область, на которую приходится 54,1 млн т в рамках установленной квоты по экспорту угля в восточном направлении, а также республики Якутия (26,3 млн т), Бурятия (8,5 млн т), Хакасия (6,5 млн т), Иркутская область (3,3 млн т) и Республика Тыва (0,65 млн т).

Товары с более высоким уровнем передела и добавленной стоимостью при этом оказываются в транспортных тисках. Текущая система квот ограничивает доступ на железнодорожную инфраструктуру грузов обрабатывающих отраслей в условиях переориентации российского экспорта в последние годы на рынки АТР.

Уголь, конечно, вывозить надо, но и обеспечить возможности другим грузам – тоже, так как от этого также зависит состояние регионов. Для этого можно усовершенствовать механизм квотирования, который, как видится, сейчас не стимулирует привлечения дополнительных инвестиций в дефицитную инфраструктуру.

При административном распределении общей квоты как между регионами, так и между конкретными угольными месторождениями в рамках региона отсутствуют критерии, которые обеспечивали бы получение достаточных квот наиболее эффективными предприятиями (месторождениями) отрасли. Альтернативным и более эффективным методом распределения квот на железнодорожные перевозки экспортного угля по дефицитным направлениям может стать их конкурсная реализация заинтересованным грузоотправителям. В результате доступ к перевозке угля на экспорт получат наиболее экономически эффективные предприятия (месторождения), способные на аукционе предложить наиболее высокую цену за выделяемую квоту.

Средства же, полученные от реализации квот, должны стать источником дополнительных целевых инвестиций в развитие пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на дефицитных направлениях. Также их можно будет направить на структурные изменения в экономике или расселение тех угольных городов и поселений, где находятся наименее эффективные предприятия (месторождения), которые не смогут купить квоты и, соответственно, экспортировать уголь.

Производители угля способны выделять средства на покупку квот на железнодорожные перевозки, учитывая, что экспортные поставки угля сохраняют высокую маржинальность. Показатели компаний в 2023 г. свидетельствуют о благополучном положении отрасли. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в сфере добычи угля составил 374,7 млрд руб. в 2023 г., что, например, в 3,4 раза выше показателя 2019 г.

Более того, производители угля уже в настоящее время платят, например, по повышенным ставкам за перевалку груза в портах, что приводит к высокой рентабельности портов и завышению их доли в структуре транспортных издержек. Введение же конкурсной продажи квот на провоз экспортного угля будет способствовать и устранению текущих перекосов, когда предоставление угольным компаниям льгот на железнодорожные перевозки дает возможность портам завышать стоимость перевалки.

В то же время пока рано говорить о применении похожего механизма для всех видов грузов, чтобы избежать формирования искусственного дефицита пропускной способности на наиболее востребованных направлениях.