Новый внешнеторговый баланс

Как изменилась структура экспорта и импорта за последние годы

На днях Михаил Мишустин выступил в Госдуме с отчетом о результатах работы правительства России в 2023 г. В своем докладе он отметил быструю адаптацию экономики к санкциям со стороны недружественных стран, положительную динамику основных макроэкономических показателей и эффективность социально-экономической политики. Отдельное внимание премьер обратил на успехи во внешнеторговой деятельности, благодаря которым удалось уменьшить зависимость российского бюджета от экспорта нефти и газа, а самой России – занять почетное место в четверке мировых экономических держав.

Исследования последних двух лет после начала санкционного давления показывают, что российская внешняя торговля достаточно быстро и эффективно адаптировалась к внешним ограничениям. Стоимостные объемы экспорта ($425 млрд за 2023 г.) находятся на доковидных уровнях ($422 млрд в 2019 г.), а показатели импорта ($285 млрд) близки к рекордным значениям последнего десятилетия (от $182 млрд до $294 млрд в год в 2014–2023 гг.).

Несмотря на полномасштабное изменение географии российской внешней торговли, ее товарная структура практически не изменилась. Доля топливно-энергетических товаров снизилась на 2 п. п. (по отношению к 2019 г.), доля металлов (14,1%) незначительно подросла (+1,6 п. п.). Увеличился вклад продовольственных товаров – до 10,1% (+4,3 п. п.), при этом снизилась доля «машин и оборудования» – до 5,4% (-3,2 п. п.). Самые большие изменения коснулись вывоза продукции АПК (рост на 74% к 2019 г.) и экспорта машин и оборудования (снижение на 37%).

Устойчивой ситуацию делают изначально удачная структура российского экспорта и потребность в приобретении российских товаров со стороны таких нейтральных стран, как Индия и Китай. А нежелание большинства нейтральных стран присоединяться или следовать санкционному режиму – во многом результат внешнеполитической работы правительства. Быстрая техническая реализация перенаправления поставок позволила в 2023 г. сохранить объемы вывоза нефти и нефтепродуктов (7,5 млн барр./сутки) на уровне предыдущего года, несмотря на восьмикратное сокращение поставок в недружественные страны.

В структуре импорта изменения были незначительными. Половину импорта составляют «машины и оборудование» – 51% (+1 п. п. к 2019 г.), продукция химической промышленности с долей в 19,5% (-0,1 п. п.) и продовольствие – 12,3% (+0,1 п. п.).

Скорость восстановления импорта за счет поставок из нейтральных стран – следствие сохранения внутреннего спроса, который обеспечен стабильностью макроэкономической ситуации в стране. Банк России и правительство смогли найти баланс между усилением регуляторного контроля для снижения волатильности и сохранением основных рыночных механизмов, в том числе во внешней торговле.

Ключевым источником российского импорта стал Китай с долей в 45% к концу 2023 г. При этом размер и структура его внутреннего производства позволили заместить значительную долю наименований товаров, которые ранее поставлялись в основном из стран ЕС. Доля России в китайском экспорте достигла 3,5%, что указывает на отсутствие ограничений в товарном ассортименте со стороны Китая.

В среднесрочной перспективе очевидно сохранение тренда на расширение торгового взаимодействия с нейтральными странами, в первую очередь – с партнерами по ЕАЭС и с КНР.

Стратегия правительства направлена на выявление потенциально узких мест в товаропроводящей инфраструктуре на основе детализированных прогнозов внешней торговли, ожидаемой динамики и возможностей стран-партнеров. Опережающая модернизация и снятие потенциальных инфраструктурных ограничений позволят повысить эффективность российской внешней торговли. Прогноз товарооборота с Китаем указывает на преодоление отметки в $300 млрд к 2030 г. (сейчас – $240 млрд).

Другим важным направлением работы являются усилия Банка России и правительства по разработке альтернативных каналов расчетов с нейтральными странами. Ключевое место в данном вопросе занимает дискуссия в рамках БРИКС+, поскольку целый ряд стран-участниц заявляют о необходимости снизить зависимость от западной инфраструктуры расчетов.

Расширение БРИКС и включение в него Ирана – еще один явный сигнал западным партнерам со стороны Китая, Индии, Бразилии и других стран, что они не планируют завершать взаимодействие с подсанкционными странами.