От глобализации к регионализации

Как обеспечить энергетическую безопасность в эпоху турбулентности

Ключевые тренды мировой энергетики и перспективы развития российского ТЭКа станут основными темами форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН), который состоится в Москве уже в восьмой раз. Участие в РЭН подтвердили 5000 представителей из 85 стран – главы правительств и министры, руководители ведущих отраслевых компаний, эксперты и аналитики. Форум пройдет под девизом «Создавая энергетику будущего вместе», что отражает стремление мирового ТЭКа к поиску баланса.

Глобальная парадигма энергетики дала трещину

Сегодня мы видим фундаментальные изменения старой модели, где энергетическая безопасность обеспечивалась глобальной диверсификацией поставок. Сейчас мир стремительно движется к формированию региональных кластеров – «энергетических крепостей» со своими правилами, ценами и валютами расчетов.

Первой по этому сценарию пошла Европа, отказавшись от российских энергоносителей. Европейцы, по сути, добровольно передали своему заокеанскому партнеру право определять энергетическую политику на своей территории.

Формированию энергокрепости Россия – АТР способствовали ужесточение торговой политики США и политическое давление на потребителей российских энергоресурсов. Уже сегодня западные СМИ бьют тревогу, сообщая о возобновлении Индией оплаты российской нефти в юанях. В перспективе к этому энергетическому союзу могут примкнуть другие страны Глобального Юга и БРИКС с быстрорастущей экономикой и острой потребностью в доступных углеводородах.

Россия уже заложила надежный фундамент под это сотрудничество, существенно переориентировав поставки углеводородов на дружественные рынки, в основном – в Азию. По сравнению с 2021 г. доля дружественных стран в экспорте нефти более чем удвоилась и достигла 94%, доля АТР выросла с 40 до 81%. В 2024 г. в АТР была поставлена треть от экспортных объемов российского газа – это более 50 млрд куб. м поставок по трубе и в виде СПГ (рост более чем в 1,5 раза от уровня 2021 г.).

Возврат к прежней глобальной модели в обозримой перспективе маловероятен. Задача сегодня – не ностальгировать, а выстраивать стабильность в этой новой, более фрагментированной реальности.

В новой системе безопасности ключевую роль играют долгосрочные контракты. Период доминирования спотовых цен показал свою уязвимость для шоков и спекулятивной волатильности. Мы наблюдаем ренессанс долгосрочных контрактов как надежного инструмента, который гарантирует производителям окупаемость масштабных инвестиций, а потребителям – предсказуемые объемы и цену. Это краеугольный камень стабильности в противовес краткосрочной рыночной конъюнктуре.

Яркими примерами долгосрочного сотрудничества можно считать проекты поставок газа в КНР – «Силу Сибири» и «Дальневосточный маршрут». Такие же продолжительные отношения в области торговли энергоносителями у России сложились со странами СНГ. В Европе, несмотря на все сложности с санкциями, российский газ по долгосрочным контрактам получают Венгрия, Словакия и Сербия.

Энергопереход – не только вызов, но и новые риски

Ускоренный переход к зеленой энергетике, с одной стороны, открывает новые возможности, но с другой – создает системные уязвимости. Например, внедрение ВИЭ-технологий без использования промышленных накопителей энергии может привести к разбалансировке энергосистемы и снижению надежности потребителей. Масштабное отключение электроэнергии в Португалии и Испании в апреле этого года – наглядная демонстрация наступления такого рода рисков.

Зависимость от цепочек поставок критических минералов, оборудования для ВИЭ и водородных технологий формирует новые центры влияния и потенциальные точки напряжения. Главной иллюстрацией этого сюжета выступают заградительные пошлины США и ЕС на китайские электромобили. Запад не может составить конкуренцию КНР, которая контролирует более 50% глобальной производственной цепочки – от добычи редкоземельных металлов до сборки электромобилей, тем самым позволяя себе держать цену на свою продукцию на 30% ниже, чем у американских и европейских производителей.

Китай также за последние 10 лет превратился в глобального флагмана ВИЭ-индустрии, сосредоточив у себя 80% мирового производства солнечных панелей и введя в эксплуатацию 1400 ГВт безуглеродных генерирующих мощностей. При этом КНР остается лидером по абсолютным темпам роста энергопотребления. За последние 10 лет оно выросло на 75% – c 5783 млрд кВт ч в 2014 г. до 10 073 млрд кВт ч в 2024 г., что сопоставимо с суммарным годовым электропотреблением США и Канады или с потреблением энергосистемы Франции за девять лет. Для удовлетворения этого спроса нужны все виды источников энергии. Аналогично и в других растущих экономиках. Поэтому баланс между климатическими целями и обеспечением базовой, надежной энергетической нагрузки – вызов для политиков и отраслевиков.

Баланс суверенитета и сотрудничества

Стремление стран к максимальной энергонезависимости – объективная реакция на кризисы. Однако абсолютная автаркия – миф.

Даже в условиях регионализации взаимозависимость никуда не исчезает, она трансформируется. Ключ к успеху – в выстраивании новых, более устойчивых и доверительных форматов сотрудничества, в том числе между крупными производителями, как это делает Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ), для сглаживания ценовых колебаний.

Члены ФСЭГа планируют расширять объемы экспорта СПГ, что при растущем рынке газа позволит сдерживать цены. Таким же образом на рыночный баланс оказывает влияние ОПЕК+, в рамках которого поддерживается стабильность на нефтяном рынке, а значит, справедливые цены на нефть, и обеспечивается надежность поставок потребителям.

Россия адаптируется к новым реалиям

Наша страна, обладая одним из крупнейших в мире ресурсных потенциалов – 10% мировой добычи нефти и второе место по газу, и компетенциями по всему энергетическому спектру, активно вовлечена в эти процессы. Россия диверсифицирует логистику, развивает партнерство с растущими рынками Азии, углубляет переработку и активно работает над созданием собственных компетенций в сфере низкоуглеродных технологий, включая водород и ВИЭ. Уверен: Россия займет достойное место в архитектуре новых региональных энергетических рынков.

Структура глобальной энергетической паутины претерпевает значительные изменения. Наша общая задача – наполнить новую архитектуру прагматичными механизмами сотрудничества, долгосрочными инвестициями и технологическими инновациями. Именно это станет залогом энергетической безопасности в XXI в.