Устойчивая турбулентность
Можно ли не менять налоговую систему в меняющемся миреНесколько месяцев назад информационно активная общественность с негодованием обрушилась на директора департамента налоговой политики Минфина Данилу Волкова. Сказанное им на Налоговом форуме РСПП казалось совершенно очевидным – государство не меняет ничего в этой сфере, если может себе это позволить. Если не может (Волков назвал это «вызовами и угрозами, стоящими перед страной»), то изменения неизбежны.
Интернет-медиа в считанные минуты наполнились возмущенными заголовками о том, что Минфин допускает возможность корректировать налоги в зависимости от геополитических реалий. Эта идея показалась всем настолько возмутительной (закавычьте, пожалуйста, мысленно сами), что пресс-службе министерства даже пришлось отвечать.
Начальник департамента чаще всего не та фигура, которая должна рассказывать о векторе развития вверенной отрасли. Но вряд ли надо напоминать, что все действия государства в налоговой политике – и до, и после выступления Волкова – полностью укладываются в обозначенную им логику. Самый яркий пример – непривычно откровенно названная Минфином цель грядущего изменения НДС. Вопрос здесь скорее не в том, могут ли власти менять условия игры, исходя из реалий момента, а в том, достижима ли в принципе эта самая пресловутая «стабильность налоговых условий», о которой так много говорит и государство, и бизнес?
Первым напрашивается ответ «скорее нет, чем да». И вряд ли я ошибусь, если назову его универсальным для любой страны мира. Повышение соцвзносов в Великобритании, налога на доходы по вкладам и ПИФам в Турции, налога на доходы состоятельных граждан во Франции и Германии, НДС в Израиле – только малая часть череды недавних примеров. Если поставить на воображаемые чаши весов геополитические интересы государства и налоговую стабильность для бизнеса и граждан, то очевидно, что перевесит.
С учетом этих вводных интересно наблюдать за тем, как упорно Минфин продолжает отстаивать неизменность параметров самозанятости. Гарантиями, данными в куда более понятные и изобильные времена, уже не раз предлагали поступиться представители различных органов власти и ведомств. Вспомнить хотя бы недавнее (и едва ли последнее) поручение Совета Федерации правительству проработать изменения режима самозанятости. При этом до окончания эксперимента еще целых три года. Остается только пожелать стойкости и попутного геополитического ветра в этом нелегком деле выполнения долгосрочных обещаний.
