Верховный суд разобрался с депутатским лоббизмом
Но правила игры от этого понятней не сталиБывший генпрокурор, а теперь председатель Верховного суда Игорь Краснов, кажется, поставил точку в споре о депутатском лоббизме. Спрятать личный интерес за коллективным решением парламента не удастся.
Поводом стал незначительный на первый взгляд кейс депутата Миасса Челябинской области Анастасии Захаровой, которую лишили полномочий из-за конфликта интересов. А недавно (но до назначения Краснова) дали «восстановиться» через суд. Депутат осталась без корочки, поскольку не взяла самоотвод, когда одному из ее родственников присуждали звание «Почетный гражданин города».
Больше так делать, вероятно, не позволят никому. Во всяком случае, судебная система будет считать, что даже доказательств прямой выгоды депутата не требуется для обнаружения конфликта интересов. Достаточно теоретического «наличия личной заинтересованности и участия в принятии решений».
В этом Краснов сделал шаг на опережение, подтвердив законность лишения Захаровой мандата.
Кейс Миасса был козырем челябинских депутатов. Коллеги бывшего вице-спикера регионального заксобрания Константина Струкова в октябре попросили Конституционный суд устранить разночтения в трактовке депутатского лоббизма. Ведь незадолго до этого по инициативе Генпрокуратуры суд обратил в госсобственность «Южуралзолото» Струкова. Повод – он, будучи депутатом, продолжал управлять предприятием. А это касается многих.
Сама по себе борьба за чистоту рядов – понятное желание многих серьезных политиков. Поправки о возможности лишать федеральных депутатов должностей за конфликт интересов на первом сроке инициировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Правда, трудно припомнить громкие кейсы о лишении какого-нибудь думца высокого статуса за то, что он, «используя свои полномочия, лоббирует бизнес родственников, свои интересы».
И здесь местным игрокам повезло значительно меньше. Прежние негласные законы, которые и толкали людей из бизнеса в региональную политику, переписаны, но не опубликованы.
Конституционный суд уже принял к рассмотрению обращение челябинских депутатов и должен будет вынести решение. Впрочем, очевидно, главный аргумент – о разных подходах судов к лоббизму – теперь будет смотреться не так сильно.
