Вместо чиновников накажут владельцев «Домодедово»

Три последних теракта в Московском регионе связаны с транспортной системой: 27 ноября 2009 г. – подрыв «Невского экспресса» (погибли 28 человек), 29 марта 2010 г. – два взрыва в московском метро (38 человек), 24 января 2011 г. – взрыв в «Домодедово» (35 человек).

Каждый раз, как первый, выясняется, что безопасность – это область сложного совместного управления конкретной компании и правоохранительных органов (ФСБ, МВД).

Есть много документов, разъясняющих, кто из них за что отвечает, но на практике бумажные границы стираются. Виновных обычно ищут долго – до тех пор, пока тема не угаснет, не станет неинтересной журналистам. Руководителей ни компаний, ни ФСБ с МВД не увольняют, усиленные меры ослабевают, а вопрос транспортной безопасности превращается в болото, ну и в возможность пополнить бюджет организации. Так, после теракта РЖД получила дополнительно 1 млрд руб., чтобы закупить видеокамеры. На вопрос «Можете ли вы гарантировать, что такие теракты не повторятся?», Якунин ответил: «Такой вопрос должен быть обращен в первую очередь к обществу, а не к президенту РЖД. На этот вопрос я ответить просто не могу. Терроризм – это явление, которое существует во всем мире, а не только в России».

В случае с «Домодедово» сразу после появления информации о теракте, возникла мысль: «Что же сейчас будет с владельцами аэропорта?». А буквально на следующий день президент России Дмитрий Медведев заявил: «Аэропорт хороший, все это признают, новый, современный. Но то, что произошло, показывает: явно были нарушения в обеспечении безопасности. И за это должны ответить все, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта». Многие расценили это как команду «Ату!» в отношении владельцев (по неофициальным данным, это председатель наблюдательного совета Валерий Коган и председатель совета директоров Дмитрий Каменщик), понимая, что борьба с терроризмом не в компетенции аэропорта. Государство уже пыталось отобрать «Домодедово»: восемь лет шла судебная тяжба владельцев с Росимуществом, закончившаяся в 2008 г. не в пользу последней; в защиту бизнеса вступился сам Владимир Путин. «Мы знаем, что к нам никакого специального снисхождения [со стороны чиновников] не будет», – признавался позднее Каменщик в интервью slon.ru. И вот – уголовное дело заведено, многочисленные проверки со дня на день начнутся. Вся надежда теперь на Путина – вдруг опять спасет.