Статья опубликована в № 3775 от 19.02.2015 под заголовком: Политическое влияние: О пользе лоббистов в США

Как российские компании работают с американскими лоббистами

Доцент финансового университета при правительстве Сергей Костяев об эволюции российского лоббизма в США
Д.Новожилов / Ведомости

Некоторые российские компании пользуются услугами лоббистов в США. Насколько эффективна их работа? Крупные проблемы (например, санкции против компании) при помощи вашингтонских консультантов не решить: здесь лоббизм лишь вспомогательный инструмент, решение проблемы лежит в политической плоскости. Лоббизм - это не волшебный ключик, открывающий любые двери, а смазка, облегчающая движение ключа. Фактически роль нанятых российскими компаниями консультантов сводится к оперативному мониторингу ситуации с использованием связей в госорганах США. Максимум, на который можно рассчитывать, - это что при малейшем намеке на смягчение внешнеполитической ситуации они сделают запрос на изъятие своих клиентов из санкционных списков минфина США.

Вашингтонские лоббисты сейчас работают на три российские компании - Альфа-банк, Газпромбанк и «Новатэк», свидетельствуют данные, предоставленные по закону 1995 г. «О раскрытии лоббистской деятельности» и закону 1938 г. «О регистрации иностранных агентов». Все они указывают российско-американские отношения и санкции как предмет интересов в Вашингтоне. При этом Альфа-банк сработал превентивно, наняв консультантов в апреле 2014 г., а две другие компании сделали это лишь в августе, когда попали в санкционные списки. Разумеется, попадание в них определяется не отсутствием лоббистов, а характером отношений с Кремлем: Альфа-банк воспринимается в Белом доме как независимая частная компания, а Газпромбанк и «Новатэк» - как тесно связанные с Владимиром Путиным и его окружением.

Цель политики Барака Обамы - заставить близкие к Путину элиты повлиять на патрона и добиться изменения внешнеполитического курса страны. Скорее всего, на Потомаке не до конца понимают природу российского политического режима и делают неверную ставку на внутриэлитный конфликт. Действия Кремля в отношении ЮКОСа давно показали, кто в доме хозяин, так что рассчитывать на бунт элит не рационально.

Альфа-банк за $330 000 нанял BRG Group, основанную Харли Барбором, бывшим губернатором Миссисипи и политическим директором администрации Рональда Рейгана. Непосредственно по контракту работают Эд Роджерс и Уокер Робертс, свидетельствуют отчеты лоббистов. Первый был заместителем помощника президента Джорджа Буша-старшего, второй - замглавы аппарата комитета палаты представителей по международным делам. «Новатэк» за $280 000 нанял пиар-агентство Qorvis. Над аккаунтом работают Лоретта Пренсипи, бывший руководитель одного из проектов минэнерго США, и Айал Фрэнк, экс-помощник по вопросам законодательства конгрессмена-демократа Джеймса Малуни. Газпромбанк за $150 000 нанял юрфирму Squire Patton Boggs. К делам клиента из ее сотрудников привлечены, в частности, Стивен Макхейл, бывший юрисконсульт минфина США, Джозеф Лебарон, экс-посол США в Катаре, Джон Брё и Трент Лотт, бывшие сенаторы. Наем первых двух сотрудников может быть полезным, а пары сенаторов-пенсионеров скорее всего пустая трата денег. Полезнее всего привлекать людей, имеющих тесные связи с Обамой - таких, скажем, как, его бывший советник Дэвид Аксельрод. Впрочем, известны случаи, когда контракты российских структур с вашингтонскими консультантами заключались не с целью решения проблемы, а с целью обогащения представителей заказчика.

Некоторые близкие к администрации Обамы люди могли не пожелать обзаводиться российскими клиентами. Джеймс Дикстра, в прошлом заместителя министра обороны Дика Чейни, а сейчас лоббист Edington Peel Associates, специализирующейся на оборонных подрядах, рассказывал мне, что ему приходилось отказываться от контрактов на представительство интересов, когда репутация потенциального клиента казалась ему небезупречной. В сфере национальной обороны работа предполагает атмосферу элитарного клуба, где идет борьба среди джентльменов.

С 1942 г. по настоящее время, по данным автора, 92 советские, а затем российские структуры регистрировались согласно американскому законодательству как клиенты лоббистских, PR- и юридических фирм, желающих повлиять на политику США. 39% из них - корпорации, 26% - госорганы, 12% - неправительственные организации, по 7% - банки и СМИ, 4% - научные и культурные учреждения, 3% - политические партии, 2% - физлица. Максимум зарегистрированных наблюдался в 2003 г. (13 российских организаций одновременно).

В эволюции российского лоббизма в США можно выделить три этапа. В 1991-1993 гг. произошел переход от доминирования госструктур к частным. На 1994-2004 гг. приходится золотой век частного лоббизма: десятки негосударственных структур ринулись отстаивать свои интересы в Вашингтоне. С 2005 г. наблюдается возврат к доминированию госструктур. Постсоветский лоббизм начинался на фоне низких цен на нефть и был сосредоточен на инвестиционном консультировании. С ростом цен на сырье необходимость в привлечении средств из-за рубежа ослабла. Произошла «национализация лоббизма». Многие компании отказались от экспансионистских стратегий за рубежом. Заграничные сделки заключаются при одобрении Кремля. Все это привело к резкому снижению количества российских частных клиентов вашингтонских консультантов.

Самой успешной отечественной лоббистской кампанией в Вашингтоне стали усилия «Техснабэкспорта», дочерней структуры «Росатома», по ратификации соглашения о сотрудничестве в области мирного атома между США и РФ (2010 г.). Тогда тоже все было непросто: из-за российско-грузинского военного конфликта в августе 2008-го администрация Буша-младшего отозвала это соглашение из конгресса. «Техснабэкспорт» нанял крупнейшую лоббистскую фирму Вашингтона Cassidy & Associates и потратил $160 000 на продвижение соглашения. Но результат достигнут не был, и лоббистскую фирму заменили на PR - APCO Worldwide. В ходе перезагрузки отношений России и США и не без помощи пиарщиков администрация США снова внесла документ в конгресс, после чего, отлежав положенный срок, он оказался автоматически ратифицированным. Благодаря этому договору Россия получила право реализовывать низкообогащенный уран напрямую контрагентам. Были сильно повышены (с 2014 г. более чем в 30 раз против 2011 г.) лимиты на экспорт урана в США, а после 2020 г. они должны быть отменены вовсе.

Нынешние проблемы российских компаний в Вашингтоне имеют более серьезный характер. Усилиями лоббистов их не решить, но для выправления ситуации полезны и они.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать