Карьерный дипломат Иванов

Почему генерал КГБ в отставке решил дистанцироваться от своего учреждения
Я 15 лет проработал в Министерстве иностранных дел.
Сергей ИвановРуководитель администрации президента России

На это замечательное высказывание одного из наиболее важных людей в российской власти обратил внимание бывший экономический советник президента Владимира Путина, а ныне последовательный критик действий российских властей Андрей Илларионов.

Бывший советник Илларионов у себя в блоге ерничает – высказывает предположение, будто Сергей Иванов работал в Министерстве иностранных дел со своих двух и до 17 лет, иначе, мол, никак не вплести эти 15 мидовских лет в хорошо известную биографию видного российского политика. Мне же кажется, что руководитель Иванов нисколько не хочет менять своей биографии и говорит ровно то, что имеет в виду, а именно: его кагебешная работа формально считалась работой сотрудника МИДа – в Африке он был, на севере Европы или еще где. Дипломат, но с тайными погонами.

Ничего сенсационного тут нет – вроде бы: ну кто не знает, что, условно говоря, третий секретарь российского (да и нероссийского) посольства имеет особенные задачи, и задачи эти ставятся ему по-офицерски четко, и они связаны с секретными действиями, о которых порой и послу-то знать не надо. Литература шпионская нам много об этом уже написала.

На самом деле сенсация, конечно, в другом: Сергей Иванов – пусть и для красного словца, чтобы предупредить, что контрсанкции российские, через месяц с небольшим истекающие, будут обязательно продлены, – отказался от кагебешной своей принадлежности.

Так, мне кажется, у них не принято. То есть пока кагебешника не раскрыли, пока он представляется врагу блестящим будто бы дипломатом, стучится в дверь предателя засаленным слесарем «Мосгаза» или рядится для тайного разговора со шпионом под толстяка гаишного сержанта – ему надо держать марку, мимикрировать и ни за что не сдаваться. Но когда ты уже на покое (формально, мы же знаем, что бывших их не бывает), пусть этот покой и выглядит как работа руководителем администрации президента, – как можно?

Придется поискать скрытого смысла: чего это Сергей Иванов дистанцируется от родного учреждения, которому он, как и его шеф, Владимир Путин, обязан всем в жизни? Сообщение о своей работе (якобы) на МИД он сделал на Всемирном конгрессе русской прессы – и не следует ли считать этот его эвфемизм намеком: мол, среди вас, тут собравшихся, есть такие же точно журналисты, как я мидовец?

Можно и другое предположить: руководитель Иванов таким образом недвусмысленно указывает (если кто из приглашенных еще не понял), куда русскоязычной, но не российской прессе следует обращаться за проверенной и эксклюзивной информацией, где в руссконеговорящем окружении журналист встретит и понимание, и поддержку; как бы зовет их в посольства, что ли?

А вот допустить, что Сергей Иванов просто сморозил эту цитату, – никак я не могу. Легенды у кагебешников меняются в строгом соответствии с заданием, а вот от кого генерал в отставке Иванов это задание получил... Ох.

Помолчу. Страшно.