Трибунал был бы наиболее легитимным судом по делу MH17

Теперь разбирательства будут вестись в странах, потерявших в катастрофе граждан
Мы разочарованы тем, что Россия заблокировала этот наилучший способ [международный трибунал], как сделать суд беспристрастным.
Рон ван ДартелПосол Нидерландов в Москве

Сегодня, 13 октября, ожидается обнародование доклада Нидерландского исследовательского совета, изучавшего катастрофу Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines под Донецком 17 июля 2014 г. Уголовное следствие ведется отдельно, его данные будут представлены к концу года. Этот трагический рейс Амстердам – Куала-Лумпур стоил жизни 298 людям.

Были разные, прямо-таки фантастические версии катастрофы: например, что это был тот самый самолет Malaysia Airlines, что пропал 8 марта 2014 г. где-то над Южно-Китайским морем, начиненный трупами и уроненный нарочно на территории мятежного Донбасса. Но устойчиво существовало три версии. Первая и самая распространенная: Boeing в небе над Донбассом сбила ракета, выпущенная с российского «Бука»; его привезли на территорию, занятую украинскими сепаратистами, он отработал по цели и убыл обратно в Россию. У этой версии есть две подверсии: по одной – Boeing был принят за украинский военно-транспортный самолет, но произошла чудовищная ошибка; по другой (мне это кажется невероятным) – целились именно в гражданский лайнер.

Вторая версия, на которой настаивает в основном российская военная мысль в целом и «Алмаз-Антей» в частности: сбил-то «Бук», но это был не российский, а украинский «Бук». В этой версии можно углядеть намек на злонамеренность: у сепаратистов нет самолетов, российские ВВС в войне вроде бы не участвовали, так что же, выходит, украинские военные нарочно целились в гражданский лайнер?

Наконец, третья версия, кажется все менее принимаемая в расчет, некогда была выдвинута российским Минобороны, представлена по российскому телевидению и поддержана оперативными данными Следственного комитета: Boeing был сбит с украинского самолета.

Международный трибунал, который предлагали страны, потерявшие в катастрофе над мятежной частью Донбасса граждан, должен был стать местом публичного и подробного рассмотрения всех обстоятельств трагедии, всех, даже фантастических, версий. Но Россия 29 июля наложила вето на решение Совета Безопасности ООН о создании такого трибунала. Министр иностранных дел Сергей Лавров объяснил вето России так: гибель 298 человек – это уголовное преступление, а не угроза международной безопасности; сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон. Теперь нидерландский посол сообщил, что страна оставляет попытки организовать трибунал.

Рон ван Дартел выражает сожаление – видимо, потому, что теперь разбирательства будут вестись в странах, потерявших в катастрофе граждан. Суды, конечно, беспристрастны, но это же национальные суды.

«Алмаз-Антей» в подтверждение своей версии взорвал «Буком» Boeing. Мне кажется, вряд ли это затратное мероприятие будет воспринято каким-либо судом, кроме российского, как доказательство. А ничего более серьезного, кажется, и нет.