Кто молодец

Президент Путин – об образце поведения для российских бизнесменов
[Сергей Ролдугин] на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает из своих средств.
Владимир Путинпрезидент России

Владимир Путин все-таки счел необходимым комментировать гигантское журналистское расследование – хотя его пресс-секретарь Дмитрий Песков и утверждал, что такого рода спекуляции-инсинуации-рассуждения реакции не требуют. Оказалось, требуют.

Видимо, президент решил публично заступиться за кума, виолончелиста Сергея Ролдугина. Мне до конца осталось неясно, почему Владимир Путин начал отвечать на вопрос о панамских документах, связанных с кумом Ролдугиным, с югославского кризиса. Надо ли это интерпретировать так, что бизнес-деятельность виолончелиста началась в 1990-е гг.? То есть что «на протяжении многих лет» – это со времен президентства Ельцина?

Если так, то может показаться, будто президентский кум уже лет двадцать состоит миноритарным акционером, как изящно выразился Владимир Путин, «в одной из наших компаний». И не просто состоит, а деньги зарабатывает, продолжает рассказ президент: «Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного».

Среди музыкантов, говорят, в 1990-е гг. и правда было много, так сказать, бизнесменов: везли из зарубежных поездок инструменты, смычки, ноты под заказ, а еще всякий немузыкальный ширпотреб, а за рубеж – что-то минимально востребованное там, вроде фотоаппаратов ЛОМО (одно время были популярны).

Но нет же ничего невероятного в том, что концертмейстер виолончелей оркестра Мариинского театра Сергей Ролдугин ничего не возил, а стал акционером «одной из наших компаний». Виолончелистам же не запрещено быть акционерами? Нет. И виолончелист не должен отчитываться перед обществом, как стал акционером, где деньги взял, – в отличие от чиновников. Тем более что Владимиру Путину в поведении его друга, виолончелиста-предпринимателя, нравится не то, как он заработал деньги, а то, как он их тратит. И рождается образ идеального бизнесмена по-путински: он неизвестно (и не важно) как становится акционером неизвестно какой, но нашей компании; зарабатывает – видимо, дивиденды, раз ничего об управлении «нашей компанией» Ролдугиным президент не говорит; зарабатывает неизвестно сколько, но не миллиарды; заработанное тратит не на личное потребление, а на, во-первых, музыкальные инструменты для России и, во-вторых, на продвижение русской культуры!

Действительно, как не гордиться таким другом, как не воскликнуть: «Чем больше таких людей будет, тем лучше!» Видимо (но мы этого не знали), Роман Абрамович, когда через Фонд развития футбола оплачивал работу главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка, брал пример с виолончелиста Ролдугина. И сколько еще в России таких безвестных альтруистов!