Цитата недели

Я думал, [касса Матильды] будет больше после такой рекламной кампании
Владимир Мединскийминистр культуры РФ

Известное правило «плохого PR не бывает» дало осечку. О битве депутата Натальи Поклонской с фильмом «Матильда» несколько месяцев подряд непрерывно рассказывали центральные СМИ и телеканалы. Поклонская грозила карой небесной режиссеру Алексею Учителю, актерам, а потом и министру культуры Владимиру Мединскому, который не нашел в фильме оскорбления религиозных чувств и разрешил его прокат в России. Досталось даже Генпрокуратуре, которая рассмотрела 43 жалобы депутата на «Матильду» и методично 43 раза ответила, что не видит нарушений в государственном финансировании картины, действиях Минкультуры и даже в задействовании якобы «немецкого порноактера» в роли будущего императора и будущего святого Николая II. В стороне не остался глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, который, конечно же, выступил за «вечные ценности» и запретил показ «Матильды» в своем регионе.

Жару добавили угрозы царебожников поджечь кинотеатры, которые покажут фильм. Крупнейшая сеть кинотеатров в России, объединенная под брендами «Формула кино» и «Синема парк», после получения угроз сначала отказалась от показа картины, а потом передумала и все-таки показала.

После такой артподготовки Учитель и прокатчики ждали рекордной кассы: такого скандального фильма в истории российского проката еще не было. Режиссер весной даже заявил, что с таким PR фильму не нужна никакая дополнительная реклама. И ошибся.

Ведь зрители ждали скандальных сцен в самой картине. Но монархия в «Матильде» – вся в романтическом ореоле и бриллиантовом блеске, а постельные сцены пусть и обильны, но по сравнению, например, с «Игрой престолов» исключительно благопристойны. Такой женский любовный роман в имперских шелках – с принцем и балериной.

За первые выходные проката «Матильда» собрала в России 201 млн руб. То есть в 5 раз меньше недавних прогнозов прокатчиков и в 2 раза меньше прогнозов индустриальных аналитиков. Все идет к тому, что по итогам проката фильм соберет меньше своего производственного бюджета, т. е. меньше 800 млн руб.

Сам Учитель уверен, что успеху его картины помешал «заговор» телеканалов и радиостанций, которые якобы отказались рекламировать «Матильду». Для кинотеатров история выглядит прозаичнее – о «Матильде» вещали из каждого утюга, но весь этот PR, от оскорбления святых до поджогов, был негативным. Фильм же не митинг, чтобы ходить на него в качестве протеста против мракобесия, пожимают плечами прокатчики. Зрители в массе своей хотят развлечений – юмора, интриги, масштабных батальных сцен, космических кораблей и фокусов. Им банально нужен аттракцион, поэтому молодежь пошла на сказку «Последний богатырь» и мультфильм «Фиксики», а не на историческую мелодраму о Николае II.

Спектакль от Поклонской «Запретим «Матильду» оказался гораздо зажигательнее самого фильма.