Чем президент Путин отличается от старины Мюллера

Российский лидер призывает не верить никому, глава гестапо – верить ему одному
Кому верить, а кому не верить и можно ли вообще верить? Никому нельзя верить. С чего вы взяли, что президент Трамп мне доверяет, а я ему в полной степени доверяю? Он защищает интересы США, я защищаю интересы Российской Федерации.
Владимир Путинпрезидент России

Пресс-конференция по итогам состоявшегося в понедельник долгожданного исторического саммита России и США в Хельсинки прошла под бессмертным советским лозунгом «Два мира – два детства». Российские журналисты прилежно расспрашивали двух президентов о главных темах переговоров и открывающихся перед нашими странами захватывающих перспективах двусторонних отношений. Американские же акулы пера и микрофона устроили Дональду Трампу форменный допрос, требуя немедленно и безоговорочно признать факт вмешательства России в президентские выборы в США, а также прямо здесь и сейчас привлечь за это к ответу Владимира Путина. Тогда-то и случился примечательный диалог, в ходе которого в ответ на вопрос журналиста: «Почему американцы и Трамп должны вам верить, что Россия не вмешивалась в выборы в 2016 г.?» Путин фактически процитировал начальника гестапо Генриха Мюллера из легендарных «Семнадцати мгновений весны», объяснявшего Штирлицу, что «верить в наше время нельзя никому».

Трамп, однако, мудрому совету не внял и позже дал понять, что верит и своей разведке, которая подтверждает факт вмешательства, и Путину, который «очень сильно это сегодня отрицал». Да и свое выступление на пресс-конференции президент США начал со своеобразного «символа веры»: «Наши отношения никогда не были хуже. Но это изменилось около четырех часов назад. Я действительно верю в это». Между прочим, тоже почти цитата – фактически «Хочу верить» (I want to believe) из другого, уже американского легендарного сериала «Секретные материалы».

И вот именно этот принципиально разный подход к вопросу о доверии, похоже, и дает ключ к пониманию и итогов финского саммита, и нынешних российско-американских отношений в целом. «Никому не верить» Путина учили еще наставники в КГБ, а вся его политическая карьера доказала, что это правило работает не только в разведке. Трамп, с момента выдвижения в президенты находящийся под огнем жесточайшей критики со стороны и противников, и соратников, наоборот, очень хотел бы верить хоть кому-нибудь, но у него это, кажется, редко получается. И когда он встретил наконец человека, преисполненного уверенности в своей правоте и к тому же умеющего благодаря прежней профессии внушать эту уверенность объекту вербов... пардон, партнеру по переговорам, Трамп с радостью ему поверил. Ну хотя бы по тем вопросам, на которые он устраивающих его ответов от других людей не получал.

Кстати, Путин процитировал старину Мюллера не до конца. Ведь герой Леонида Броневого говорил так: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно». Трамп, конечно, нашего телешедевра не видел, но эту мудрость в ходе саммита, похоже, усвоил целиком. Правда, в США есть свой Мюллер – тот самый, кто расследует пресловутое вмешательство в выборы и Путину совсем не верит, а вот ему верят многие. И вопрос теперь лишь в том, как быстро этот американский Гудвин развеет путинские чары.