Газ, равенство и братство

Владимир Путин может извиняться – но только за закрытыми дверями и только перед Александром Лукашенко
Дают перепалку с Путиным в открытом эфире, а дальше, что Лукашенко пришлось извиняться перед Путиным за то, что он с ним вступил в разговор. Я бы ниже своего достоинства посчитал за это извиняться
Александр Лукашенкопрезидент Белоруссии

Был саммит Евразийского экономического союза в Санкт-Петербурге, президент Белоруссии Александр Лукашенко на нем выступил... нет, атаковал президента России Владимира Путина: союз вроде бы есть, говорил белорус, страны, в него входящие, договорились о равенстве – «Наше объединение образовалось на объединенных принципах свободы передвижения рабочей силы, капитала, услуг, товаров и так далее... И самое главное, о чем мы договаривались, что тут и все субъекты хозяйствования, и наши люди будут иметь равные права», – а равенства нет! А значит, подвел черту Александр Лукашенко, и союза нет. Продолжение речи белорусского президента объяснило, что он имел в виду: цену на газ. Если равенство, настаивал он, – газ должен стоить одинаково в Белоруссии и соседней с нею Смоленской области, но для Белоруссии-то он почти вдвое дороже ($130 против $70)!

Очень немногие вещи в мире действительно волнуют Владимира Путина, цена на газ – одна из них. Сначала четвертый президент России пытался объяснить первому президенту Белоруссии, что-де газ тому обходится дешевле, чем Германии; так Германия и дальше, возражал Александр Лукашенко.

Владимир Путин публичных дебатов очень не любит и старается никогда в них не участвовать. Поэтому он настойчиво стал предлагать Александру Лукашенко затвориться – и без посторонних ушей обсудить действительно важный вопрос.

Отдельно интересно, почему Владимиру Путину так важно, чтобы общество российское, которое так единодушно за него голосует, ни в коем случае не знало, что он там объясняет Александру Лукашенко. Но куда занятней, что Александр Лукашенко спустя несколько дней после разговора за закрытыми дверями созвал пресс-конференцию, чтобы сообщить: сведения СМИ, будто он извинялся перед коллегой Путиным, неверны. «Сам Путин извинялся перед всеми», – сообщил белорус. И тут же постелил соломки: «Что касается горячих поводов, то, какие бы искры ни летели в спорах на самом высоком уровне, даже не пытайтесь раздувать из них пламя. Это рабочие моменты. В отношениях между нашими странами [Россией и Белоруссией] еще не было ситуаций, в которых мы не нашли бы компромисса». Но главное было сказано. Владимир Путин может извиняться! есть за что? признал свою неправоту? – даже не верится! «Перед всеми» – значит, и перед Лукашенко? И еще он предупредил, что попытки впихнуть Белоруссию в Россию чреваты международными последствиями.

(Есть конспирологическая версия, что Путину было бы политически очень полезно присоединить Белоруссию к России; в том числе решилась бы проблема с его президентскими сроками.)

После этой пресс-конференции поползли слухи, что президент Лукашенко собирал секретное совещание и обсуждал, как противостоять давлению России и отстаивать независимость Белоруссии. Официально слухи были опровергнуты – но к чему слухи, если ровно об этом же, в сущности, говорил и сам Лукашенко!

По-моему, диалог президентов выглядел так. Лукашенко: снижайте цены на газ! Путин: входите в состав России! Лукашенко: ни за что! Путин: извините, погорячился! но цена остается.