Как сочетаются свобода интернета и его блокировки

Слова Владимира Путина о приверженности идеям свободы рунета не стыкуются с действиями государства
Убежден, мы должны и впредь следовать принципу свободы интернета, обеспечивать все условия для широкого обмена информацией, для реализации инициатив и стартапов
Владимир Путинпрезидент России

Спросите владельца любого стартапа или интернет-компании – чувствует ли он нежную заботу государства о развитии цифровой экономики в России? Обеспечивают ли чиновники все условия для обмена информацией и создания стартапов? Помогают ли привлекать финансирование и лучшие кадры со всего мира? В лучшем случае вы услышите в ответ хохот.

Бравурные заявления о развитии цифровой экономики разбиваются о реальные действия властей, прежде всего о драконовские законы о регулировании интернета. Такие нормы Госдума принимает одну за другой и, похоже, останавливаться не собирается.

Давайте вспомним. Это нормы об экстремизме, по которым блокируются тысячи сайтов и по которым еще недавно возбуждали уголовные дела против обычных пользователей за репосты в социальных сетях. Это новообретенные нормы о наказании за неуважение власти и фейковые новости. Очевидно, по этим двум новинкам законодательства мы еще получим множество самых экзотических случаев преследования граждан и медийных компаний.

Это фактический запрет на VPN-сервисы в России. Нет, VPN-сервисы могут работать в нашей стране, но только если обязуются блокировать доступ к сайтам, внесенным в реестры Роскомнадзора. Для сервисов, которые изначально построены на полном отсутствии цензуры, это нонсенс. Не удивительно, что создатели многих VPN категорически отказываются сотрудничать с российскими властями.

Это закон Яровой, по которому интернет-компании обязаны хранить данные российских пользователей в России и передавать ключи шифрования сообщений пользователей Федеральной службе безопасности. Неважно, что вам выгоднее работать с иностранным хостинг-провайдером, будьте любезны купить или арендовать серверы в России. И еще потратьтесь на то, чтобы годами хранить много-много данных. Нужно ли это интернет-компаниям или пользователям? Нет. Это нужно только спецслужбам для слежки. Не отдаете ключи шифрования – попадаете под блокировку. Вы же помните, что Telegram официально заблокирован в России? И любой другой желающий запустить собственный мессенджер в нашей стране три раза подумает, стоит ли овчинка выделки.

В начале апреля первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко зачитал приветствие президента России Владимира Путина участникам главного форума по интернету. Президент заверил, что готов и дальше следовать принципам свободы интернета и помогать обмену информацией. Звучит обнадеживающе. Но если смотреть на дела наших властей, то реальное отношение Путина к интернету, очевидно, гораздо лучше отражают его слова от 2014 г. Рассуждая об иностранных акционерах «Яндекса», президент тогда заявил, что интернет возник как проект ЦРУ, так и развивается. Кажется, для президента это вечное зло, а никакая не возможность для развития экономики страны. В свободный обмен информацией бывший разведчик и подавно не верит.

Это значит, что чуда не произойдет, гайки в интернете продолжат закручивать и дальше. А стартапам и интернет-компаниям, как никаким другим, нужна свобода действия. В этом бизнесе и так очень высокие риски. В государственной клетке новые технологии не вырастут.