Секрет важнее денег

Системообразующие предприятия не спешат получать помощь от государства
Всем хочется прийти за государственной поддержкой, но и дивиденды тоже как-то выплатить. И то и то не очень хорошо получается
Максим Решетниковминистр экономического развития РФ​

Предприятия, включенные в список системообразующих, считают процедуру получения обещанной государством антикризисной помощи слишком жесткой, а, в частности, требования к отчетности, которую запрашивают контролирующие органы, – избыточными и часто невыполнимыми. Из-за этого система их поддержки фактически не работает.

В список системообразующих предприятий включено свыше 1330 организаций (больше всего – 43% – промышленных, 14% – транспортных, 8% – энергетических). Они могут претендовать на отсрочки по налогам, субсидии на возмещение затрат, льготные кредиты и госгарантии. Однако на сегодня помощь от государства получили всего порядка 100 компаний, сообщил на прошлой неделе президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Государство готово оказывать помощь системообразующим предприятиям, если по результатам финансовой отчетности и стресс-тестов они оказываются в зоне риска. В частности, одно из ключевых условий – снижение выручки во II квартале 2020 г. на 30% и более по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Есть, однако, и другие требования.

«Чтобы получить помощь, нужно пройти несколько фильтров: быть системообразующим, действительно нуждаться в помощи и суметь доказать, что без этой помощи будут потеряны критически важные для экономики функции. А для этого нужно раскрыть о себе максимум информации – возможно, излишней, но формально необходимой и убедительной», – говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Речь, в частности, идет о целом ряде финансовых, операционных и HR-показателей, которые компании часто не собирают даже для себя. При этом данные в государственную информационную систему промышленности Минпромторга должны предоставляться регулярно – еженедельно и ежемесячно.

Именно это главное препятствие для большинства предприятий. По словам совладельца и президента корпорации «Технониколь» Сергея Колесникова, сбор и предоставление еженедельной отчетности – огромный труд, в результате «овчинка не стоит выделки». «Мы сразу от этого отказались – от льготных кредитов, от любых государственных субсидий – просто потому, что размер этих субсидий и льготных ставок вряд ли окупил бы затраты на сбор информации, которую сама компания не генерирует», – объясняет он. Предпринимателей от тесных контактов с государством по поводу льгот и поддержки отпугивает также риск репутационных потерь. Государство, говорят они, запрашивает «весьма чувствительную информацию», утечка которой может серьезно навредить бизнесу.

«Отсрочки по налогам и льготы по кредитам – это, конечно, хорошо. Но наверняка кому-то из списка выгоднее выглядеть для своих клиентов и партнеров крепким и устойчивым, чем нуждающимся в дополнительной помощи. А кто-то может опасаться утечки через госорганы к конкурентам критически важной информации о каких-то уязвимостях, которыми те смогут воспользоваться», – отмечает Калачев.

О том, что требования к компаниям слишком жесткие, не раз заявляли и Шохин, и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Минэкономразвития вроде бы готово теперь их смягчить. Скорее всего ослабить критерий падения выручки на 30%. Но меньше отчетности вряд ли станет.

И уж точно у компаний не выйдет и помощь от государства получить, и дивиденды собственникам заплатить. «Мы от этого никуда не двинемся, мы считаем [это ограничение] правильным», – говорит Решетников.