NYSE и NASDAQ упрощают правила первичного размещения акций

Частные компании больше не хотят ждать и переплачивать, выходя на биржу
Мы открываем новый путь к публичным рынкам, который может быть более подходящим для компаний
Джон Таттл вице-председатель и коммерческий директор NYSE

26 августа Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) одобрила заявку Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) на проведение так называемых первичных прямых листингов компаний (primary direct floor listing, PDFL) – новой альтернативной формы IPO. Упрощение первичного размещения акций – радикальный шаг навстречу частным компаниям, которые не хотят ни долго ждать, ни переплачивать при выходе на биржу.

Сейчас у компаний есть два основных способа первичного размещения акций.

Первый, самый известный, – традиционное IPO. С ним связано три проблемы. Во-первых, IPO – это долго: обязательные процедуры, предваряющие появление акций компании на бирже, могут занимать около полутора лет. Во-вторых, это дорого: банки-андеррайтеры, без которых не обходится IPO и которые принимают непосредственное участие в определении цены размещения акций, обычно получают за свои услуги 7% от суммы привлеченных компанией средств. В-третьих, в рамках IPO есть ограничение: текущие владельцы компании не могут продавать свои акции в течение, как правило, 90 дней с момента их размещения на бирже, а значит, теряют потенциальную прибыль: обычно в момент IPO или сразу после него котировки акций компании находятся на пике, а потом падают. Тем не менее компании до последнего времени активно использовали процедуру IPO, потому что она позволяет привлекать существенный новый капитал.

Альтернативой IPO является обычный прямой листинг акций (direct floor listing, DFL). Он лишен недостатков IPO: выход на биржу через DFL занимает 2–3 месяца, обходится компаниям в 2% от суммы размещения и практически не ограничивает текущих владельцев в моменте продажи своих акций. Одна проблема: DFL не позволяет компании привлечь новый капитал, этот способ подходит только для случаев, когда текущие акционеры хотят продать свои бумаги. Поэтому интерес к DFL как альтернативе IPO не очень высок. За последние два года прямой листинг провели лишь несколько крупных компаний, среди них музыкальный стриминговый сервис Spotify и мессенджер Slack. В этом месяце о намерении воспользоваться DFL заявили разработчик ПО для анализа данных Palantir и известный сервис для управления проектами Asana.

Новый способ первичного размещения – PDFL – революционен тем, что сочетает в себе главные выгоды DFL (он такой же быстрый и недорогой) и основное преимущество IPO – возможность для компании привлечь дополнительный капитал для развития. И это действительно может спасти стагнирующую в последние годы в США индустрию публичного размещения.

Современные американские компании сегодня предпочитают подольше оставаться частными. Им долгое время вполне хватает доступа к растущим рынкам частного капитала, поэтому они откладывают выход на биржу, который помимо всего прочего требует от них раскрытия финансовых показателей деятельности, соблюдения сложных стандартов корпоративной отчетности и вообще большой прозрачности. Так что неудивительно, что количество американских публичных компаний сокращается уже больше двух десятилетий: в 1996 г. их было более 8000, на конец 2019 г. – всего около 4400.

Аналитики считают, что PDFL в первую очередь привлечет технологические стартапы из Кремниевой долины. Главный конкурент NYSE – американская биржа NASDAQ, специализирующаяся как раз на акциях высокотехнологичных компаний, на этой неделе подала аналогичную заявку в SEC. Она, пишет The Wall Street Journal, по сути мало отличается от уже одобренной заявки NYSE.