Ожидания роста цен на нефть до $100 за баррель являются заблуждением

Международное энергетическое агентство выпустило прогноз для нефтяных рынков
Чтобы спрос на нефть перестал расти, нужно все усилия направить на улучшение стандартов экологичности двигателей и увеличение продаж электромобилей <...>. Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА
Фатих Бирольисполнительный директор МЭА

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало 17 марта отчет о состоянии мировых рынков нефти с прогнозом на краткосрочный период. По мнению агентства, восстановления мирового спроса на нефть до уровня, отмечавшегося перед пандемией COVID-19, стоит ожидать не раньше 2023 г. А вот спрос на бензин может уже никогда не вернуться к уровню 2019 г. из-за продолжающихся локдаунов, перехода на удаленную работу и быстрого изменения предпочтений людей по всему миру, выливающегося в рост популярности каршеринга и райдшеринга, проката велосипедов и самокатов, а также рост доли электромобилей в общем объеме производства легкового транспорта.

По данным МЭА, спрос на нефть в 2020 г. оказался почти на 9 млн барр. в сутки ниже зафиксированного в 2019 г. уровня – 99,7 млн барр. в сутки. На 2021 г. агентство прогнозирует рост спроса до 96,5 млн барр. в сутки, а в 2023 г. спрос превысит показатель 2019 г. и составит 101,2 млн барр. в сутки. К 2026 г., как прогнозируется в отчете, спрос достигнет 104,1 млн барр. в сутки, что всего на 4% выше уровня 2019 г. При этом 90% роста спроса в этот период обеспечат страны Азии, в первую очередь Китай и Индия. На этом фоне Россия, по прогнозу агентства, к 2026 г. может довести объем добычи нефти до 11,3 млн барр. в сутки (на 0,7 млн барр. в сутки выше уровня 2020 г., но на 0,3 млн барр. в сутки ниже показателя 2019 г.).

Однако, как отмечает исполнительный директор МЭА Фатих Бироль, ежегодный рост спроса на нефть в период до 2026 г. не гарантирован. Если власти стран мира продолжат повышать требования к экологичности двигателей, субсидировать покупку электромобилей, финансировать проекты в области альтернативной энергетики, то эти меры (в сочетании с ростом объемов вторичной переработки и сокращением количества авиаперелетов) могут привести к сокращению спроса на нефть к 2026 г. на 5,6 млн барр. в сутки и мировая потребность в нефти уже никогда не вернется к допандемийному уровню. «Мировые рынки нефти приходят в норму после кризиса, вызванного беспрецедентным падением спроса в 2020 г. из-за пандемии, но они, возможно, уже никогда не вернутся к «нормальному» состоянию», – говорится в отчете МЭА.

В отчете также сказано, что мировые запасы нефти по-прежнему значительны, а сокращение добычи странами ОПЕК+ привело к появлению существенного объема свободных производственных мощностей. Таким образом, отмечает Financial Times, агентство считает заблуждением ожидания аналитиков крупных американских банков, связанные с новым нефтяным «суперциклом» и ростом цен до $100/барр. Эти ожидания вызваны текущим ростом цен: нефть марки Brent подорожала на 80% с октября 2020 г. Стоимость барреля нефти этой марки 17 марта превышала $68, но 18 марта упала ниже $65 впервые с 4 марта (данные на 18.00 мск).

Что касается бензина, то агентство считает, что пик мирового спроса на него уже остался в прошлом, а именно в 2019 г., когда миру требовалось 26,6 млн барр. в сутки. В 2020 г. спрос упал до 23,7 млн барр. в сутки. По прогнозу МЭА, в 2021 г. он поднимется до 25,4 млн барр. в сутки, но потом до 2026 г. в секторе будет наблюдаться стагнация. По мнению агентства, рост экономичности современных двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили в развитых странах будут компенсировать увеличение парка традиционных транспортных средств в развивающихся странах.

Авиационному керосину МЭА тоже не сулит ничего хорошего. Через три года спрос на него может вернуться к уровню 2019 г., но становящееся привычным проведение деловых встреч онлайн может привести к необратимым изменениям в авиаперевозках.