Один рубль на всех

75% взаиморасчетов государства ЕАЭС проводят в российских рублях. Почему?
Евгений Егоров / Ведомости

Доля рубля в расчетах на территории ЕАЭС выросла с 60% в 2013 г. почти до 75% в 2016 г. Доля доллара, соответственно, снизилась с 30 до 19%. А вот доли остальных валют все вместе лишь немного превышают 6%. В 2016 г. в абсолютных цифрах расчеты между странами ЕАЭС в рублях составили, по данным ЕАБР, более $69 млрд, в долларах США – примерно $18 млрд, в евро – около $5 млрд.

«На первый взгляд кажется, что нет никаких проблем: доля рубля растет, причем за счет основных резервных валют – доллара и евро, – говорит директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. – Но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что рубль является основным средством платежа лишь в двусторонних расчетах с Россией. Остальные страны ЕАЭС по-прежнему предпочитают расчеты в долларах».

Например, в расчетах Белоруссии со странами ЕАЭС, кроме России, на доллар приходилось более 50%, в расчетах Казахстана и Киргизии со странами ЕАЭС, кроме России, – около 80%.

Главные препятствия для расчетов между странами в национальных валютах – экономические, а не политические, показал опрос представителей бизнеса, ведущих свою деятельность на территории ЕАЭС и вовлеченных в трансграничную торговлю, а также представителей Евразийской комиссии и центральных банков стран ЕАЭС, который в середине этого года провел ЕАБР (40 респондентов).

В первую очередь – высокие транзакционные издержки при таких расчетах, высокая волатильность валют, а также макроэкономическая неопределенность. Участники опроса называли также низкую ликвидность рынка конверсионных операций в локальных валютных парах и отсутствие инструментов, хеджирующих валютные риски, отсутствие торгового финансирования в локальных валютах.

Все это приводит к дополнительным издержкам у участников внешнеторговой деятельности и создает для них дополнительные неконтролируемые риски. Бороться с этими препятствиями необходимо, но не директивными методами, а созданием благоприятных условий для расчетов в национальных валютах, говорит управляющий директор по организационному развитию, член правления ЕАБР Наталия Чургель.

Почему растет использование российского рубля? Благодаря жесткой политике российского ЦБ, которой все больше и больше доверяют, а также в результате снижения волатильности курса и инфляции, отмечает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.

К расчетной валюте есть два требования, говорит Романчук, и российский рубль удовлетворяет обоим. Во-первых, все должны быть уверены, что страна-эмитент не ограничит движение капитала и не предпримет других действий, затрудняющих расчеты. Во-вторых, поскольку расчеты занимают время, все участники сделки должны быть уверены, что за это время валюта не потеряет свою ценность.

Что нужно, чтобы доля национальных валют в расчетах между странами ЕАЭС росла? Нужны меры, которые помогли бы развитию финансовых рынков стран ЕАЭС и углублению их интеграции, считают участники опроса, проведенного ЕАБР. Кроме того, отмечают они, может помочь развитие практики частичного предоставления межгосударственных кредитов в национальных валютах. Сейчас такие кредиты предоставляются в основном в долларах.

Также нужны механизмы, снижающие транзакционные издержки, например многосторонний клиринг, а также инструменты хеджирования валютных рисков. ЕАБР с 2016 г. является маркетмейкером по паре рубль/тенге и это помогает сокращению издержек при конверсионных операциях, говорит управляющий директор ЕАБР по активам и пассивам Дмитрий Ладиков-Роев: спред по этой паре снизился, ликвидность выросла. За последний год оборот по паре тенге/рубль в рамках интегрированного валютного рынка ЕАЭС вырос в 30 раз (до 49 млн руб., или 269,2 млн тенге), указывает он. Эту практику планируется распространить на армянский драм и белорусский рубль.

Винокуров считает, что развитие общего рынка капитала ЕАЭС можно рассматривать как основной фактор, который в конечном итоге приведет к усилению роли национальных валют. Административные методы стимулирования расчетов в национальных валютах могут принести только вред. Сочетание мер, направленных на макроэкономическую стабильность, и технических мер, направленных, например, на повышение ликвидности валютных пар в биржевой торговле, даст гораздо больше, говорит Винокуров. &

Текст: Петр Соколов