Подарите «Ведомости»
Номер 33 от 25 октября 2018
Партнер проекта «АНО «Московский урбанистический форум»»

Одно окно на всю Россию

Строители жилья по всей стране смогут получать разрешения на строительство по единым правилам и через одну электронную систему, планируют федеральные власти. Крупнейшие мегаполисы страны уже прошли часть этого пути. Что из их опыта пригодилось бы на федеральном уровне?

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале августа поручил профильным ведомствам разработать паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».

Задача проекта – снизить административную нагрузку на застройщиков, и ее целевой ориентир – двукратное увеличение жилищного строительства к 2024 г., до 120 млн кв. м в год. Эти цели поставлены указом президента России (так называемый майский указ, № 204 от 7 мая этого года. – «Ведомости&»), напоминает представитель «Дом.рф» (экс-Агентство ипотечного жилищного кредитования).

Одно из главных новшеств, предложенных в проекте, – дать застройщикам жилья возможность проходить административные процедуры в упрощенном порядке, по принципу одного окна, через уже действующую Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). Оператор этой системы – «Дом.рф». С 1 января 2018 г. ее используют застройщики, привлекающие средства дольщиков. Они размещают в ней разрешительную документацию на свои дома и все остальные сведения, которые по закону обязаны раскрывать. Конкретные предложения о том, какие процедуры и как смогут проходить через ЕИСЖС застройщики, сейчас разрабатываются.

Концепцию автоматизации разработали Минстрой совместно с «Дом.рф», ее реализация позволит сократить затраты застройщиков на подготовку документов за счет стандартизации требований к оказанию государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве и перехода к электронному взаимодействию, говорит представитель «Дом.рф».

Если предложенные новеллы будут реализованы, срок выполнения инвестпроектов в строительстве может быть сокращен на 6–18 месяцев в зависимости от объекта, считает директор направления «новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. В согласовании строительства участвуют разные ведомства, и оформление документов с их участием требует много времени. Например, чтобы согласовать строительство в приаэродромной зоне, застройщик должен подать документы не только в муниципалитет, но и в Росавиацию и администрацию конкретного аэропорта (в последнюю документы нужно подавать лично и в бумажном виде), объясняет Аветисян. При переводе процесса в электронный вид экономия времени возникнет за счет ускорения обмена информацией между всеми участниками процесса, продолжает он.

Сейчас застройщик помимо необходимости очного посещения органов власти, офисов подведомственных и ресурсоснабжающих организаций получает услуги и информацию через огромный перечень электронных ресурсов, отмечает Аветисян. Федеральный и региональный порталы государственных и муниципальных услуг, информационная система обеспечения градостроительной деятельности,

федеральная государственная информационная система территориального планирования, перечисляет он. Кроме того, существуют федеральная информационная адресная система, ЕИСЖС, единый реестр заключений экспертизы. И это только часть общего списка ресурсов, с которыми сейчас должен взаимодействовать застройщик, тратя время. А государство все эти системы должно содержать. Единая электронная система по взаимодействию с застройщиком должна не только уменьшить время согласований, но и сократить затраты на поддержание дублирующих систем, говорит он.

Предложения Минстроя по созданию системы одного окна для застройщиков вошли не только в программу «Жилье», но и в проект «Трансформация делового климата», рассказывал представитель Минэкономразвития. По его словам, предполагается, что эти предложения будут распространены не только на жилищное строительство, но и на все остальные госуслуги в отрасли.

Благо для многих

Москва и Санкт-Петербург в цифровизации ушли далеко вперед: здесь в электронный вид переведены практически все существенные госуслуги для застройщиков. Но в среднем по стране, по данным Минстроя России на конец 2017 г, только 3% услуг в строительстве оказывалось в электронном виде. Президент Владимир Путин на заседании правительства в октябре 2017 г. назвал ситуацию с выдачей разрешений в регионах «безобразием». Проблемы в основном связаны с несоблюдением законодательства о градостроительной деятельности и касаются работы органов местного самоуправления, которые нарушают сроки оказания услуг, запрашивают лишние документы и согласования при предоставлении услуг, признавали тогда чиновники Минстроя.

В регионах ситуация складывается по-разному, говорит Виталий Стадников, доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского. Например, в Татарстане есть четкая иерархия и большая, чем в соседних регионах, ясность, как проходить процедуры согласования, в Свердловской области – относительно либеральный подход, а в Самаре – турбулентность административной структуры и неразбериха, приводит он примеры.

Уменьшить требования

Предложения, вошедшие в проект «Трансформация делового климата», Минэкономразвития разработало по поручению президента и правительства. Их цель – улучшить условия предпринимательской деятельности в стране, объясняет представитель министерства. Проект направлен на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах в области регистрации прав собственности, таможенного администрирования, градостроительной деятельности, защиты прав собственности, контрольно-надзорной деятельности и т. д. Важное положение проекта – перевод госуслуг в этих сферах в электронный вид.

Сейчас перечень административных процедур в сфере строительства отличается от региона к региону, как и порядок их прохождения (см. «Стройка в электронном виде», стр. 01), поэтому строительные компании при прочих равных предпочитают работать в тех регионах, где им знакомы особенности предоставления соответствующих государственных услуг, рассказывает Любовь Решетняк, старший менеджер практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору «PwC Россия».

Унификация процедур на федеральном уровне сделает процесс строительства более открытым и прозрачным и снизит административные барьеры, а это будет способствовать расширению географии деятельности существующих застройщиков и приходу новых игроков на рынок, убеждена она.

В целом ключевые административные процедуры в строительной сфере, включая получение разрешения на строительство, могут быть унифицированы для крупных городов всех регионов, включая Санкт-Петербург и Москву, считает она. Но у каждого крупного города есть свои градостроительные особенности, которые должны регулироваться на местном уровне. Больше всего это относится к мегаполисам – в них высокая плотность населения и застройки и сложная система инженерных коммуникаций и городских связей, говорит Решетняк.

Действительно, в Москве прохождение административных процедур в строительстве – более сложный и комплексный процесс по сравнению с регионами, отмечает партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ Ольга Архангельская. «В Москве огромное количество исторически значимых зданий и сооружений, сложная транспортная и инженерная инфраструктура. Не говоря уже о том, что Москва в несколько раз больше других городов России по площади, количеству жителей, а также по показателю плотности населения, что не может не учитываться при разработке норм строительства и мер по его регулированию. Все это влечет за собой существенное увеличение количества не только самих процедур, но и учреждений, с которыми необходимо взаимодействовать застройщику», – объясняет она.

Учесть региональные особенности

Принцип одного окна при предоставлении государственных услуг, в том числе в сфере строительства, – очень важная задача, а с учетом того, что сейчас во многих субъектах РФ услуги в сфере строительства еще не переведены в электронный вид и региональных ресурсов на такой перевод у них нет, на федеральном уровне нужно в первую очередь сосредоточиться на автоматизации процедур в таких регионах, считает заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления – проектного офиса Юлия Лудинова.

То, что предлагается сделать на федеральном уровне, в Санкт-Петербурге уже реализовано, подчеркивает она. Об этом же говорят и московские чиновники. Предлагаемая единая федеральная система (ЕИСЖС) относится только к объектам жилищного строительства, а объекты нежилого назначения в ней не учитываются. Но регламенты строительных процедур едины для всех видов объектов капитального строительства в стране, поэтому в петербургской городской Единой системе строительного комплекса (ЕССК) все услуги независимо от вида объекта переведены в электронный вид. «Если вдруг будет поставлена задача по разделению строительных процедур на связанные с жилищным строительством и связанные с нежилым строительством, то для нас это будет шаг назад», – объясняет Лудинова.

За первые восемь месяцев 2018 г. из общего объема ввода объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге на жилую и нежилую недвижимость пришлось 62 и 38% соответственно, говорит она. В Москве это соотношение – 56% (жилая) на 44%.

Если придется проходить процедуры по жилищному строительству через федеральный портал, а по всем остальным видам объектов – через региональные порталы, это увеличит нагрузку на застройщиков, указано в замечаниях правительства Москвы к паспорту национального проекта. Правительство Москвы в своих замечаниях к проекту предлагает предусмотреть для столицы и других регионов с развитой информационно-технологической инфраструктурой возможность использовать собственные системы предоставления услуг с учетом их интеграции с федеральными, рассказывает заместитель руководителя департамента градостроительной политики Надежда Караванова. Ранее Москва планировала к 2021 г. интегрировать сервисы городского портала госуслуг с ЕИСЖС, Единым государственным реестром недвижимости и Единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

«В предложениях по региональной составляющей национального проекта «Жилье и городская среда» мы отметили, что необходимо обязательно предусмотреть возможность использовать региональные порталы государственных услуг для предоставления электронных услуг в сфере строительства. Надеюсь, в Минстрое России наши предложения учтут», – отмечает Лудинова. Город, говорит она, сможет интегрироваться с новой системой «при условии сохранения ЕССК как единого окна в сфере строительства в Санкт-Петербурге».

Было бы неправильно не принимать во внимание наработанную и хорошо зарекомендовавшую себя практику – нужно учитывать опыт регионов, уже внедривших электронные системы взаимодействия и согласования, говорит Архангельская. Возможно, стоит предусмотреть использование «региональных модулей» в федеральной системе, предполагает она. &

Текст: Татьяна Щукина, Мария Кунле

Вернуться к номеру