На каких автомобилях мы будем ездить через 10 лет

Электрический, автономный, общий
Концепт-кар Genesis Essentia / Пресс-служба Genesis

Уже в ближайшие два года мировой автомобильный рынок ждет колоссальный прорыв в области технологического развития, констатировали в октябре 2018 г. аналитики Roland Berger. Благодаря этому к 2030 г. вождение автомобиля станет проще, безопаснее, дешевле и комфортнее, считают аналитики PwC.

«Ведомости&» собрали главные прогнозы, каким будет автомобиль будущего.

Электрификация

Чтобы не допустить бесконтрольного глобального потепления, выбросы углекислого газа от машин (на них сейчас приходится около 14% всего его мирового объема) необходимо снизить к 2050 г. вдвое, а к 2100 г. – впятеро. Об этом предупреждает Credit Suisse в отчете «На какой машине вы будете ездить в 2040 г.: 10 предсказаний».

Как изменится отрасль

«Пришло время переосмыслить всю автомобилестроительную индустрию – с фокусом не на производство, а на использование транспортных средств, чтобы сделать жизнь их пользователей более приятной, эффективной и безопасной», – пишет во вступительном слове к отчету PwC партнер компании Феликс Кунерт. Чтобы предлагать инновации, действительно нужные потребителю, автомобилестроительной индустрии придется в определенном смысле «переизобрести» себя. Особенно важным это станет уже в 2020–2025 гг., считают авторы отчета. Когда это произойдет, общие пробеги автомобилей увеличатся, а сами они будут использоваться более интенсивно. Но и аварий станет меньше – следовательно, увеличится продолжительность жизни машин. Тем не менее продажи все равно будут расти – правда, по подсчетам McKinsey, всего на 2% в год (это примерно столько же, сколько и сейчас). Им помогут, в частности, новые пользователи беспилотников

По прогнозу Credit Suisse, к 2040 г. треть всех производимых и четверть всех эксплуатируемых машин будет на электрической тяге. А электричество для автомобилей, в свою очередь, все больше будет поступать из возобновляемых источников, пишут эксперты PwC в отчете «Пять тенденций трансформации автомобильной промышленности». С общественным транспортом это может произойти еще быстрее: по прогнозу Bloomberg, уже к 2025 г. около половины автобусов будет электрическими, больше всего – 99% – в Китае.

Автономность

Развитие средств передвижения, не требующих человеческого вмешательства, расширит круг их пользователей – кто не захочет полистать социальные сети или немного поработать, пока машина сама везет его в офис? К тому же на беспилотных машинах смогут ездить люди с ограниченными возможностями и пожилые. Ведь им даже не нужно будет получать для этого водительское удостоверение, говорится в прогнозе PwC.

Пока, правда, для этого есть существенное препятствие – страх. В 2017 г. разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies провел опрос. Оказалось, что 51% опрошенных россиян боятся технического сбоя в системе беспилотника (в США таких 44%). При этом доля опасающихся автономного транспорта растет: в 2018 г. 73% опрошенных американцев заявили, что побоялись бы ехать в полностью автономном автомобиле, хотя в 2017 г. таких было только 63%, свидетельствует опрос американской ассоциации авто- и мотоклубов ААА. Те же 63% чувствовали бы себя менее безопасно, если бы им пришлось делить дорогу с автономным автомобилем.

Тем не менее в той или иной степени автоматизированы к 2030 г. будут все выпускаемые машины, ожидают аналитики Credit Suisse. Uber уже заказал на 2019–2021 гг. поставку 24 000 беспилотных машин. На их базе Uber планирует создать сервис такси, где роль водителей будет выполнять искусственный интеллект, сообщал Techcrunch. А первый беспилотный муниципальный транспорт появится на улицах городов к 2030 г., предполагает KPMG в прогнозе «Будущее машины».

Совместное использование

Возможность совместного использования машин есть во многих городах. Например, в Москве ежедневно на машинах каршеринга совершается около 85 000 поездок, а всего – около 23 млн в год, сообщал представитель департамента транспорта Москвы. Около 6% от всех легковых машин в Москве уже составляют такси и автомобили из каршеринговых сервисов, подсчитало Reuters. Кроме каршеринга в мире есть модели карпулинга (поездки с попутчиками), а также peer-to-peer прокат, когда частные владельцы могут временно одолжить свою машину.

К 2030 г. каждая десятая машина в мире, по расчетам McKinsey, сможет эксплуатироваться по модели совместного пользования. Пока более чем из 1 млрд машин в мире только около 13 млн – это машины каршеринга (данные Future Mind). Плюс такси, общественный транспорт и т. д. Чем больше будет парк машин в общем пользовании, тем эффективнее их эксплуатация, а значит, мобильность в целом будет обходиться дешевле, указывает PwC.

Семена будущего на местной почве

Все перечисленные тенденции уже активно развиваются и в России, отмечает член правления Roland Berger Эдуард Черкин.
По его данным, в стране пока вяло покупают новые электрокары (100–150 шт. в год), но зато на вторичном рынке оживление: за первые девять месяцев 2018 г. ввоз подержанных электромашин вырос на 97% (по данным «Автостата», до 1560 шт.). Он считает, что уже через пару-тройку лет ежегодно в России сможет продаваться 15 000–25 000 машин с электродвигателями. Активный переход на новый тип транспорта начнется с грузовиков для перевозки по городу и автобусов, полагает Черкин. Это станет экономически целесообразно уже в ближайшие 10 лет. В Москве, например, с сентября 2018 г. курсирует 40 электробусов, которые обслуживают пять маршрутов. До марта 2019 г. «Камаз» и ГАЗ должны поставить столице по 100 электробусов и по 31 зарядной станции. Стоимость каждого контракта – 6,35 млрд руб. Всего к концу 2023 г. на маршруты города выйдет 1800 автобусов на электрической тяге, сообщал департамент транспорта.
Впрочем, руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов не разделяет оптимизма: из-за сурового климата и высокой стоимости электромобилей не стоит ждать к 2030 г. широкого их распространения в России. Скорее будет развиваться направление автомобилей на газу – над этим работают газовые монополисты, полагает Тимерханов. Сложно в России и с беспилотными автомобилями: как указывают аналитики Roland Berger в отчете «Новые тренды мобильности: Китай уезжает от конкурентов», у нас пока нет ни регулирующих норм, ни большого интереса у потребителей. Хотя директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин заявлял осенью 2018 г. ТАСС, что компания вместе с законодательными органами работает над тем, чтобы «сформулировать простые, понятные правила о допуске таких средств на дороги общего пользования». Руководитель группы распознавания образов «Яндекса» Антон Слесарев также говорил о том, что беспилотное такси компании, которое сейчас проходит тестирование на специальной площадке, пользуется большим интересом, а через несколько лет наверняка появится и в Москве.
А вот совместное использование автомобиля будет все популярнее, солидарны эксперты. По подсчетам Черкина, 70% россиян, опрошенных в 2018 г. Roland Berger, знают хотя бы одного человека, который не хочет покупать машину, потому что есть альтернативные варианты мобильности (такси, общественный транспорт, каршеринг и т. д.). Это даже больше, чем в Европе (45%).

Связанность

Соединены между собой будут и автомобили, и управляющая ими инфраструктура, и даже сами автомобилисты. «В будущем соединенные машины смогут коммуницировать, работать, серфить в интернете или подключаться к мультимедийным сервисам прямо во время поездки», – пишут аналитики PwC.

На практике, объясняют авторы прогноза KPMG, это должно помочь, например, избегать образования пробок. Пока что они нередко случаются из-за одной-единственной притормозившей машины, которая замедляет всех остальных участников движения. «С технологиями, которые обрабатывают информацию многократно быстрее, чем любой человеческий мозг, к 2050 г. это будет нация (имеются в виду США. – «Ведомости&»), которая идеально водит автомобиль. Без людских ошибок количество аварий существенно сократится», – прогнозируется в материале KPMG.

Ежегодное обновление

Сейчас производители, по данным Autotrader, стараются обновлять модельный ряд в среднем хотя бы раз в три года (за исключением незначительных изменений вроде смены цветовой палитры или комплектаций, которые бывают ежегодными). А полное обновление модели производится каждые 4–6 лет. В будущем же и «железо», и программное обеспечение автомобилей будут обновляться регулярно и значительно чаще. Так часто – потому что этого потребуют все остальные новые параметры отрасли: электрификация, автономизация, связанность и совместное использование. А поскольку вряд ли пользователи захотят ежегодно обзаводиться новой машиной, то постоянно обновляться будут скорее автомобили, используемые совместно, считают аналитики PwC. &

Текст: Мария Кунле