Застройщики ждут революции в госуслугах

Как комплексные услуги в строительстве могут сэкономить время и деньги
Евгений Разумный / Ведомости

Снижая административные барьеры для застройщиков, Россия радикально уменьшила количество необходимых для согласования проекта процедур. Дальше сокращать сроки оформления документов можно только за счет системной реформы взаимодействия властей и бизнеса.

В опубликованном в октябре 2019 г. рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business) Россия поднялась по сравнению с прошлым годом на три позиции до 28-го места из 190 стран-участниц, оказавшись между Австрией и Японией. Особенно значительно Россия продвинулась по показателю «Получение разрешений на строительство», поднявшись за это время со 179-го на 26-е место.

Эксперты Всемирного банка учли сокращение процедур при получении разрешительных документов на строительство в Москве (за год с 16 до 14), уменьшение срока рассмотрения документов (на 34,5 дня до 160 дней) и падение стоимости прохождения процедур с 1,3 до 1,2% от стоимости проекта (в 2010 г. – 4,5%). Москва ведет работу по улучшению инвестиционного климата в сфере строительства с 2012 г. С тех пор разработаны библиотеки электронных форм заявлений на получение госуслуг в строительстве, модернизированы ведомственные информационные системы, создан комплекс информационных систем, обеспечивающих получение застройщиком необходимых документов и сведений, и проч. Сейчас в городе регламентированы и переведены в электронный вид все основные государственные услуги строительной сферы, начиная от оформления градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Рейтинг Doing Business –

это оценка инвестиционного климата на основании правового регулирования в 10 важных для бизнеса областях, в том числе по направлениям «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Международная торговля», «Регистрация собственности» и т. д. Получение разрешений на строительство оценивается на примере эталонного объекта – складского помещения, предназначенного для хранения товаров, не относящихся к опасным, высотой два этажа и общей площадью 1300 кв. м. Позиция России в рейтинге рассчитывается на основе показателей двух городов – Москвы (ее вес – 70%) и Санкт-Петербурга (вес – 30%). Направление «Получение разрешений на строительство» включает четыре показателя: количество процедур, срок прохождения процедур, стоимость процедур, индекс качества строительного контроля.

«Получение разрешений на строительство» стало единственным направлением рейтинга, в котором Россия улучшает свое положение второй год подряд. В 2018 г. именно реформы, связанные со строительством, позволили стране подняться в соответствующей категории со 115-го до 48-го места, а в общем рейтинге – на 4 позиции, отмечало год назад в своих материалах Минэкономразвития.

Но чтобы выполнить задачу, поставленную президентом Владимиром Путиным, и войти к 2024 г. в топ-20 участников, имеющихся темпов недостаточно, ведь продвижение России в рейтинге со временем становится все менее существенным, говорил BBC разработчик методологии Doing Business экономист Симеон Дянков. Для того чтобы войти в топ-20, стране нужно утроить усилия и, главное, совершить прорыв в реформах, подчеркивал он.

Несмотря на все достижения российской столицы в оптимизации госуслуг для застройщиков, большинство участников строительного процесса (52%) до сих пор называют самой большой проблемой при реализации проекта длительные сроки принятия решений властями, показал опрос ВЦИОМа, проведенный летом 2019 г. В ходе исследования была опрошена 1000 представителей строительной индустрии. Сроки же затягиваются из-за отсутствия налаженного взаимодействия внутри различных служб, считают респонденты ВЦИОМа.

Сокращать сроки за счет отказа от процедур уже нельзя, здесь лимит исчерпан. «Можно бесконечно сокращать количество процедур, но следует помнить, что строительство – очень рисковая сфера, и любое ухудшение качества при контроле здесь приводит к печальным последствиям. Поэтому при оптимизации процедур в строительстве всегда необходимо учитывать баланс между их сокращением и необходимостью обеспечить качество», – объясняет заместитель руководителя департамента градостроительной политики Москвы Надежда Караванова.

/Максим Стулов / Ведомости

Путь Москвы – для России

Москва, в которой большинство госуслуг в сфере строительства переведено в электронный вид, готова идти дальше и искать пути радикальной перестройки процедур в области согласования градостроительных проектов.

Один из вариантов, позволяющих обеспечить необходимый прорыв в этой области без риска для качества строительства, – принципиальное изменение системы оказания госуслуг за счет перехода к комплексным услугам. Формирование комплексных услуг существенно повысит удобство и сократит издержки застройщиков при получении разрешений на строительство, говорит Екатерина Шапочка, исполнительный директор Аналитического центра «Форум». Именно организационные изменения такого рода, закрепленные нормативными правилами, – огромный ресурс для оптимизации процессов.

Комплексная услуга – это госуслуга, которую можно получить, подавая в электронном виде единую заявку, ее одновременно будут рассматривать разные структуры. Сокращение сроков будет происходить за счет параллельного или совместного рассмотрения документов ведомствами, сокращения запросов и доступности информации, а для застройщиков это сократит число взаимодействий с органами власти, говорит Шапочка.

Реализация комплексных услуг возможна только на базе цифровой площадки взаимодействия участников строительства.

Такая цифровая площадка должна служить единым хранилищем проектной, градостроительной и разрешительной документации в цифровом формате, быть средой совместной работы всех участников градостроительного проекта – от органов исполнительной власти и контролирующих организаций до бизнесменов – и обеспечивать выдачу разрешительной документации в цифровом формате.

Пять главных результатов оптимизации

1. Москва автоматизировала процессы предоставления госуслуг в сфере строительства.
Более 90% услуг в сфере строительства предоставляется в электронном виде на портале mos.ru. Если в 2013 г., через несколько месяцев после того как Москва начала предоставлять услуги в электроном виде в строительстве, в электронном виде обрабатывалось 12–13%, то в 2019 г. это уже более 90% заявок. Сейчас участники строительного процесса могут получить через портал 22 госуслуги в строительстве, из них 18 – исключительно в электронном виде.
2. В Москве создана и используется при предоставлении госуслуг в области строительства городская инфраструктура электронного правительства.
Начат процесс проведения части межведомственных согласований по заявкам, поданным через портал mos.ru, внутри системы, без участия заявителя.
3. В Москве оптимизированы процедуры технологического присоединения.
С 2018 г. к городской инфраструктуре электронного правительства подключены ресурсоснабжающие организации (РСО), что позволяет заявителям получать их услуги в электронном виде через портал mos.ru. Важно, что на услуги РСО впервые распространен стандарт предоставления государственных услуг: утверждены и размещены в открытом доступе регламенты предоставления услуг РСО; проводится мониторинг соблюдения сроков оказания услуг по заявкам, поданных через mos.ru.
4. Сокращены сроки предоставления услуг в строительстве.
Эксперты Всемирного банка при повышении позиций России в рейтинге «Ведение бизнеса» учли реформы, реализованные страной в 2015–2017 гг., по сокращению сроков выдачи ГПЗУ до 20 рабочих дней, выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию до 7 рабочих дней, а также регистрации прав до 7 рабочих дней. На федеральном уровне планируется с 2020 г. выдавать разрешения на строительство в течение 5 рабочих дней и выдавать ГПЗУ в течение 14 рабочих дней.
5. Упрощен порядок проведения инженерных изысканий.
В Москве создан в электронном виде Геофонд города. Он позволяет получить архивные сведения о геологических изысканиях на конкретных участках через заявки на mos.ru. Также сформирован Сводный план подземных коммуникаций и сооружений, позволяющий получить информацию обо всех инженерных коммуникациях, расположенных в границах любого земельного участка в городе. Эта информация уже включена в состав ГПЗУ. В ближайшее время планируется обеспечить возможность предоставлять заявителю вместе с ГПЗУ архивные материалы инженерных изысканий. Использование архивных материалов позволяет сократить временные и денежные затраты на проведение изысканий.

«Это некий аналог суперсервисов для физических лиц, сгруппированных по жизненной ситуации, – объясняет Караванова. – Например, при рождении ребенка родители получают все необходимые справки без каких-либо заявлений, к ним автоматически приходят уведомления о необходимости совершить определенные действия или получить льготы. Точно так же могут быть сгруппированы сервисы по этапам строительства – исходя не из полномочий органов исполнительный власти, а из потребностей застройщика».

/Евгений Разумный / Ведомости

Москва разработала концепцию предоставления комплексных услуг в строительстве и направила ее в правительство РФ – сейчас она находится на обсуждении у федеральных органов исполнительной власти.

Первый шаг на пути к комплексным госуслугам город уже сделал. В Москве реализован уведомительный порядок получения разрешений на проведение земельных работ по программе реновации. Есть еще одна технология, близкая к комплексным услугам. На площадке mos.ru можно получить две услуги по одной заявке: при обращении за разрешением на ввод здания в эксплуатацию постановка объекта на кадастровый учет проводится без участия застройщика. Как только будут внесены изменения в закон о государственной регистрации недвижимости (в соответствии с распоряжением правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р принятие поправок планируется до конца года), город продолжит эту цепочку и будет регистрировать права собственности без участия заявителя, рассказывает Караванова.

«Это не просто внутримосковская история», – считает директор по отраслевым направлениям АНО «Цифровая экономика» Павел Анисимов. Сейчас все, что происходит в нацпроекте «Цифровая экономика» (общий бюджет – 1,8 трлн руб. до 2024 г.) в области цифровизации стройкомплекса страны, по сути, выстроено на основе московского опыта, в первую очередь организационного, объясняет он. &