Как интеллектуальная обработка данных помогает аудиторам, авиаторам и банкирам

Кейсы эффективной обработки информации в PwC, S7 и «Точке»
Getty Images

Интеллектуальная обработка данных – одно из приоритетных направлений разработки и внедрения технологий в России. В 2019 г. объем отечественного рынка искусственного интеллекта (ИИ) достиг $172,5 млн, что на 59% больше, чем годом ранее, говорится в исследовании IDC «Рынок искусственного интеллекта в России».

По данным экспертов, представленных ранее, уже сейчас 30% крупных российских компаний используют технологии ИИ или программное обеспечение на его основе, а остальные 70% планируют внедрить их в ближайшие 1–2 года. Почти половина расходов на внедрение технологий ИИ (49%) приходится на приобретение вычислительных мощностей для хранения и обработки больших данных.

«Цель большинства проектов с применением интеллектуальной обработки информации – улучшение клиентского опыта, повышение эффективности и прозрачности бизнеса, – поясняет Дмитрий Шушкин, генеральный директор «ABBYY Россия». – Компании постоянно ищут новые точки для роста, регулируют приоритеты для развития и быстро реагируют на рыночные изменения. Для этого они используют весь стек технологий, направленных на работу с данными и бизнес-процессами. Значимую роль играют технологии обработки естественного языка (NLP), которые позволяют извлекать информацию, полезную для развития бизнеса, из объемных неструктурированных текстов».

В ноябре 2019 г. IDC прогнозировала, что до 2023 г. рынок искусственного интеллекта в нашей стране будет расти на 30% ежегодно, однако вспыхнувшая в мире пандемия коронавируса COVID-19 спутала все карты: по данным Всемирного экономического форума, сейчас на карантине или в самоизоляции находится треть населения Земли – 2,6 млрд человек. Пассажирские перевозки между странами сокращены или вовсе остановлены, многие бизнесы временно не работают, другие, такие как службы доставки товаров, напротив, испытывают небывалые перегрузки. Остальные организации вынужденно и в ускоренном режиме перешли на удаленную работу. Сейчас ситуация плохо прогнозируемая, ее развитие во многом зависит от решений властей разных стран и осознанности бизнеса, рассказал в интервью «Ведомости&» Дмитрий Шушкин. «Непонятно, как долго продлится карантин, сколько отраслей бизнеса и сколько экономик будет заморожено, – рассуждает он. – Но ясно одно: те участники рынка, которые решат использовать интеллектуальные технологии, окажутся в выигрыше. Остальные будут думать, что выиграли благодаря сокращению затрат, хотя в итоге будет ровно наоборот». По словам Шушкина, основной приоритет в текущей ситуации – проекты с быстрой отдачей инвестиций, которые гарантируют для компании сохранение эффективности. Обработка данных здесь играет значимую роль, так как быстрый доступ к информации позволяет руководителям принимать стратегические решения. Как бизнес уже использует интеллектуальную обработку информации в разных процессах, включая обслуживание клиентов, финансовое планирование и даже подготовку ответов государственным организациям?

PwC: Упростить выездной аудит с помощью мобильного приложения

Одно из направлений деятельности сети фирм PwC – аудит. Эксперты PwC проводят независимую оценку финансовой отчетности нефтегазовых, металлургических, телекоммуникационных, электроэнергетических и других компаний.

Обычно аудиторы приезжают в офис компании-заказчика и собирают информацию о финансовой деятельности компании: счета, чеки, договоры и т. д. Это огромный объем информации: в год это могут быть миллионы страниц документов. Изучив информацию, специалисты PwC выдают заключение, насколько корректно составлена отчетность компании, соответствует ли она законодательству и нормативным требованиям.

Согласно международным стандартам, аудиторские компании обязаны хранить копии клиентских документов, которые они используют для составления отчетов. Для этого сотрудникам PwC приходилось сканировать документы в офисе клиента и затем отправлять их по электронной почте либо копировать на привезенное с собой портативное устройство, рассказывает партнер и руководитель технологической практики PwC в России Алексей Окишев. Это неудобно сотрудникам, отмечает он: при составлении отчета они анализируют большой объем информации, а необходимость сканировать и отправлять документы отвлекает специалистов от прямых задач. Кроме того, вставал вопрос безопасности передачи данных.

Одним из решений стал собственный продукт PwC, разработанный на базе приложения для сканирования документов ABBYY. Теперь во время аудита специалисты PwC используют корпоративные смартфоны с установленным защищенным мобильным приложением. Для оцифровки документа достаточно его сфотографировать – приложение само улучшает качество изображения, обрезает фон и выравнивает документ. Затем документ отправляется в серверное решение ABBYY FineReader Server для распознавания. Оно мгновенно конвертирует снимки в PDF с возможностью полнотекстового поиска. Далее сотрудник отправляет файл в корпоративное облачное хранилище. При этом информация защищена от несанкционированного доступа, подчеркивает Окишев. Например, скриншот конфиденциального документа нельзя сделать без ввода пароля.

Внедрение системы началось в России, происходило в 2019 г. и заняло три месяца. Затем решение было распространено на все офисы PwC в Центральной и Восточной Европе – сейчас на нем работает 1500 корпоративных смартфонов. В будущем планируется внедрить подобную систему и в других странах, говорит Окишев.

/Антон Великажнин для Ведомостей

S7: Автоматизировать и в 2,5 раза ускорить обработку данных из бухгалтерских документов

Авиация – отрасль с большим количеством норм и ограничений, причем S7 необходимо руководствоваться не только законодательством РФ, но и международными отраслевыми стандартами и спецификой, рассказывает Павел Воронин, первый заместитель генерального директора по информационным технологиям S7 Group (в состав холдинга входит S7 Airlines, второй после «Аэрофлота» российский авиаперевозчик; по данным Росавиации, в 2019 г. перевезла более 17,9 млн пассажиров). «Рынок авиаперевозок высококонкурентный и низкомаржинальный, – поясняет он. – На работу компаний влияют и постоянное подорожание топлива, и растущая угроза уберизации: как и другие транспортные компании, авиаперевозчики могут стать просто перевозчиками без своего бренда, а управлять перевозками будут агрегаторы».

Эти факторы накладывают соответствующие требования на деятельность S7, признает Воронин. «Мы давно осознали: чтобы чувствовать себя уверенно на рынке, мы должны уметь не только разрабатывать новые сервисы и продукты за короткое время, но и быстро реагировать на все изменения и вызовы, возникающие перед нами. Значит, нам необходимо стать компанией, постоянно развивающей и совершенствующей свои информационные технологии и бизнес-процессы, т. е. изменить парадигму взаимодействия IТ и бизнеса: для нас сейчас IТ – это и есть бизнес», – рассказывает он.

Одним из значимых проектов стала трансформация учетных процессов. В S7 Group бухгалтерский учет ведет Общий центр обслуживания (ОЦО), расположенный в Новосибирске. Фронт-офисы размещены в Москве, Московской области, Новосибирске и других городах. При такой организации работы важно оперативно обрабатывать поступающие документы: счета, накладные, акты, направления на приобретение билетов, отчеты агентов и проч., рассказывает Воронин. При этом, так как компания осуществляет и международные перевозки, часть документов поступает на иностранных языках. От скорости обработки и анализа информации зависят своевременный контроль и анализ расходов, оплата, а также подготовка финансовой отчетности.

Раньше документы обрабатывались вручную. Сотрудник фронт-офиса сканировал документы, заводил карточку во внутренней системе S7, заполнял реквизиты, после чего уведомление уходило к бухгалтеру. Тот, в свою очередь, проверял документ и вручную вносил документы в учетные системы. Оригинал документа сотрудник фронт-офиса отправлял в архив. Обработка одного документа таким образом занимала около 12 минут, рассказывает Воронин.

С 2019 г. благодаря интеллектуальному решению на базе ABBYY, автоматизации, роботизации и внедрению корпоративных чат-ботов, сотрудникам достаточно загрузить файлы в систему ABBYY FlexiCapture: решение само определяет тип документа, извлекает из него необходимые реквизиты и отправляет данные в электронный архив, после чего происходит автоматическое создание документа в учетной системе. Бухгалтер получает уведомление, проверяет данные и утверждает документ. Внедрение этой системы сократило время обработки документов в 2,5 раза, рассказывает Воронин. Всего в этом процессе задействовано около 60 специалистов. Если раньше они тратили на эти задачи значительное время, то теперь только проверяют корректность заполнения информации. Такая организация процесса позволяет им сосредоточиться на более важных вопросах корректности ведения учета.

Сейчас доля электронного документооборота S7 по некоторым направлениям достигает 60%, остальное планируется перевести в электронный вид в ближайшее время, рассказывает Воронин. Следующий шаг – постепенно избавлять специалистов ОЦО от рутинных задач, оставляя за ними только контрольные функции.

/S7

Банк «Точка»: Оперативно обрабатывать запросы от государства

Обработка запросов от государственных организаций, таких как, например, Федеральная служба судебных приставов и Министерство финансов, – рутинный, но значимый бизнес-процесс в любой финансовой организации. В среднем любой российский банк получает от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч запросов от госорганов в месяц, что создает серьезную нагрузку при ручной обработке таких обращений. Между тем время на ответ регламентировано: иногда это неделя, а в некоторых случаях ответ надо предоставить буквально за несколько дней. В «Точке» для работы с такими запросами используются технологии ИИ ABBYY.

Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»

– полностью виртуальный банк без отделений, ориентированный на обслуживание предпринимателей. 50% плюс 1 акция АО «Точка» принадлежит «ФК Открытие» , 40% – Qiwi, оставшиеся 10% минус 1 акция – менеджменту «Точки».

Источник: «ФК Открытие», Qiwi

Раньше банк получал запросы от государства двумя способами: по электронной почте или в бумажном виде (в этом случае их нужно было сканировать). Это, например, могут быть запросы о взыскании денег, приостановлении операций, отмене приостановления операций, запрос информации или направление информации о сомнительных операциях, рассказывает Татьяна Моисеева, руководитель проекта внедрения ABBYY в системы банка для предпринимателей «Точка». Сотрудники банка просматривали все документы, затем вручную вносили информацию в систему электронного документооборота. В среднем на один запрос сотрудник тратил 2–3 минуты.

С внедрением интеллектуальных технологий ABBYY все входящие документы обрабатываются в едином потоке. Они автоматически классифицируются, распознаются, из них извлекается вся необходимая информация, после чего в системе создается соответствующий процесс, например, блокировки счета. Корректность данных проверяют специалисты. Если все верно, они выполняют операцию (в нашем примере – блокируют счет). Одна такая операция занимает 30 секунд.

/Банк «Точка»

Большинство запросов от государственных организаций – это слабоструктурированные документы: они изложены в свободной форме, что затрудняет автоматическое извлечение значимой информации из них, рассказывает Моисеева. Кроме того, не все поступающие документы соответствуют утвержденным стандартам, что также усложняет их обработку. Например, налоговые службы разных регионов по-разному составляют запрос о приостановке операций, замечает эксперт.

Технологии обработки естественного языка ABBYY помогают привести подобные запросы от госорганов в структурированный вид, рассказал в интервью «Ведомости&» гендиректор компании в России Дмитрий Шушкин. Затем система извлекает из документа только необходимую информацию. Это помогает отвечать на подобные запросы в 5 раз быстрее.