Что может сделать бизнес, чтобы пережить кризис самому и помочь другим

Вирус заставил спешно менять ниши, бизнес-модели и управленческие структуры
Кирилл Кухмарь/ТАСС

56% российского бизнеса закрыто с середины марта, причем некоторые из компаний – навсегда, указывает бизнес-омбудсмен Борис Титов. 30% российских компаний могут не пережить этот кризис, вызванный вспышкой нового коронавируса COVID-2019, чуть более оптимистичен Центр стратегических разработок. Из-за широкого распространения вируса (более 5 млн заразившихся в мире и более 379 000 в России, по данным на 28 мая) в России целых два месяца были нерабочими с сохранением заработной платы. Компании и предприятия, кроме продуктовых магазинов, аптек, финансовых и других организаций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, оказались закрыты. По подсчетам The Bell, государство планирует поддержать граждан и бизнес мерами на 3 трлн руб., что чуть меньше 3% ВВП. При этом малый и средний бизнес получит 1,9 трлн руб. «Ведомости&» разобрались, что может сделать бизнес, чтобы пройти через этот кризис самому и помочь другим. 

Расширить направления деятельности

15 марта холдинг LVMH, крупнейший производитель товаров роскоши в мире, объявил, что будет производить антисептические гели, которые мгновенно стали дефицитным товаром, на своих фабриках. Уже на следующий день три фабрики холдинга во Франции, где прежде делали духи и косметику Christian Dior, Guerlain и Givenchy, начали производство нового товара (всего у компании их 30, включая 12 за пределами Франции). 

Следом об аналогичных инициативах объявили десятки компаний по всему миру, в том числе российские. Медицинские маски начали шить продающая одежду и предметы роскоши Bosco di Ciliegi и косметическая компания MIXIT. Последняя вместе с другой косметической компанией – Faberlic стала разливать антисептики. «Эта категория товаров – социально необходимая, мы не делаем ставку на заработок», – говорит гендиректор MIXIT Анастасия Черданцева. К тому же такой шаг позволяет удержать бизнес, сохранить рабочие места и партнеров, признает она. 

/MIXIT / Faberlic

Марафон для руководителя

В России уже есть проекты, помогающие руководителям разобраться, что делать в кризис. Например, университет банка «Уралсиб» в конце апреля провел онлайн-марафон для предпринимателей и руководителей компаний по поддержке бизнеса в условиях кризиса. Спикеры рассказывали, как правильно вести и сохранить бизнес, на какие налоговые меры поддержки можно рассчитывать, о техниках продаж в условиях кризиса, какие действия стоит предпринимать.

Под специфический спрос во время пандемии подстраиваются не только производители, но и магазины. К примеру, служба доставки готовой еды «Кухня на районе» ввела в ассортимент респираторы, а интернет-магазин одежды и обуви Lamoda начал продавать продукты питания: макароны, крупы, специи, чай, кофе и др. Так пользователи могут заказывать максимум необходимых товаров у одного продавца, чтобы не увеличивать количество доставок, объясняет управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda Юлия Никитина: «Это временная мера на период режима самоизоляции». Кроме продуктов на Lamoda во время карантина появились многоразовые маски, санитайзеры и презервативы, это направление будет только расширяться, рассказывает Никитина.

Компании пробуют охватить и принципиально новые для них направления деятельности. Например, Сбербанк запустил сервис Beremnarabotu.ru для быстрого поиска работы теми, кто остался без нее из-за режима самоизоляции. Изначально Сбербанк искал сотрудников для компаний своей экосистемы, но решил, что это может стать полноценным сервисом и поддержкой для всего рынка, говорит его представитель. За время работы сервисом воспользовалось 257 компаний, которые готовы высвободить почти 60 000 человек, и 107 компаний, которые готовы взять более 4500 работников.

Похожий сервис открыл и IT-холдинг TalentTech (входит в «Севергрупп», управляющую активами и инвестициями в интересах Алексея Мордашова, четвертого в российском списке Forbes). Не все компании справляются с массивом откликов на вакансии, рассказывает Александра Томашевская, гендиректор входящего в холдинг TalentTech сервиса Potok.io (это один из трех сервисов, на основе которого появился новый продукт), поэтому холдинг придумал платформу, чтобы помочь HR-специалистам. Уже более 80 компаний обратились за помощью и нашли работу для сотрудников из общепита, административной и транспортной сфер, работников склада.

/Максим Стулов / Ведомости

Менять бизнес-модели

После снятия карантина может не открыться до 90% заведений общепита, говорил ранее президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Правительство включило эту отрасль в список наиболее пострадавших от эпидемии. Некоторые заведения закрываются уже сейчас, другие ищут дополнительные каналы сбыта, например работая на доставку и размещение продукции на полках ритейлеров.

В феврале услуга доставки была у 42% российских ресторанов, к концу марта ее стали предоставлять еще 18% ресторанов, а 9% планируют сделать это в ближайшее время, свидетельствуют данные Data Insight. 

За последний месяц к сервису доставки еды из общепита Delivery Club подключилось 2500 ресторанов (всего на платформе их 15 500), в отдельные дни заявок на подключение к сервису новых ресторанов было в 5 раз больше, чем до кризиса, рассказывает его представитель. Количество заказов тоже растет: ежедневно сервис выполняет столько заказов, сколько раньше – в праздничные дни. 

/Максим Стулов / Ведомости

До пандемии львиная доля общей выручки «Шоколадницы» приходилась на продажи в кафе, рассказывает гендиректор группы Олег Подгорный, доля доставки была 7–8%, еще 5% – самовывоз. В апреле количество заказов на доставку выросло на 10–15% (средний чек здесь примерно на 20% выше, чем в зале). «Но этот рост не покрывает расходы и, конечно, несопоставим с общей докризисной выручкой», – сетует Подгорный. 

Все 50 кафе сети «Андерсон» в России и странах СНГ закрыты, шесть из них точно не откроются, говорит основатель сети Анастасия Татулова. Сейчас единственные каналы продаж для компании – сайт, который перестроили в интернет-магазин, и поставка выпечки и десертов в магазины нескольких ритейлеров. В апреле товарооборот составил только 16% от товарооборота за аналогичный период 2019 г., говорит Татулова. «Но в апреле мы вышли в ноль – и это счастье, потому что в марте был минус», – добавляет она. 

Потребитель ждет сочувствия

77% покупателей ожидают, что бренды в период пандемии будут ясно демонстрировать: они понимают, в какой ситуации находится целевая аудитория, свидетельствуют данные исследования Edelman Trust Barometer. От брендов именно сейчас ждут человечности и адекватности, а признаки глухоты брендов вызывают наибольшее недоумение и даже раздражение у целевой аудитории. Так, например, 83% респондентов Edelman Trust Barometer требуют, чтобы бренды как-то демонстрировали, что им не все равно усложнившееся моральное и материальное положение людей. А 57% призывают быть поаккуратнее с эскапизмом и умереннее с юмором.

Еще одна возможность занять людей и загрузить мощности – инициатива «Обед для медиков»: рестораны за собственный счет и за счет благотворителей готовят еду для врачей, борющихся с коронавирусной инфекцией. Единой системы нет – рестораны собирают деньги на своих сайтах или в социальных сетях и отправляют обеды собственными силами и с помощью волонтеров.

Новые форматы пробуют и компании из других сфер. В онлайн ушли фитнес-клубы и моностудии – йоги, танцев, плавания, сайклинга и других видов спорта (такие тренировки бывают как бесплатными, так и платными). «Для нас онлайн-тренировки – это вложение в будущее, в долгосрочный рост доли рынка», – рассказывает гендиректор сети фитнес-клубов World Class Николай Прянишников. Сеть запустила бесплатные онлайн-тренировки в соцсетях через день после закрытия клубов, ежедневно в среднем эфиры собирают 200 000 просмотров. Всего в сеть World Class входит 100 клубов, база клиентов – более 230 000. человек. «Если сравнивать очень грубо, то сейчас за один день в онлайне у нас тренируется больше человек, чем за один день в офлайне», – говорит Прянишников.

Удаленно проходят занятия и на образовательных курсах. Выручка от онлайна не может покрыть убытки от карантина, уверена директор Windsor English Language School Юлия Никонова: выручка компании в момент рухнула примерно раз в пять. Основная причина – страх и неуверенность клиентов в будущем, больше половины студентов школы перешли от длительных курсов к краткосрочным, рассказывает Никонова: «Никто не знает своих планов дольше, чем на неделю-две».

В арендном бизнесе, напротив, объекты для краткосрочной аренды, особенно загородная недвижимость, теперь сдаются на длительный период, говорит представитель «Авито». Из-за карантина каждый пятый арендодатель в России перевел свою недвижимость из посуточной в долгосрочную аренду, по данным «Авито недвижимости».

Кооперироваться друг с другом

Некоторые компании решили совместными усилиями помочь сотрудникам, оставшимся без работы: они ищут временную работу тем, кого хочется принять обратно после возобновления деятельности. Бизнес договаривается с компаниями-партнерами, которые продолжают нанимать персонал, – в основном с продовольственными сетями, крупными интернет-магазинами и сервисами доставки. 

/Евгений Разумный / Ведомости

Так, крупнейший онлайн-ритейлер Wildberries запустил проект шеринга персонала «Всемработа». Проект предполагает, что сотрудник не увольняется с основного места работы, а только на время, пока его компания не работает, выходит на новое. После снятия режима самоизоляции сотрудники вернутся на свои места (в этом главное отличие от проектов Сбербанка и TalentTech, которые предлагают постоянные вакансии). На ресурсе опубликованы вакансии не только Wildberries, но и, например, компаний «Лента», «Красное и белое», «Мясновъ», «Отдохни», SkyEng, АО «ЭР-телеком холдинг», «Старомытищинского источника». Сейчас на сайте размещено около 50 000 вакансий, сама Wildberries приняла на работу 12 000 сотрудников за месяц. 

Компания позаботится

Иногда временную работу ищут не сами работники, а их работодатели. Так, KFC запустила программу временного трудоустройства своих сотрудников, партнерами стали более 20 компаний, включая Unilever, Metro, «Глобус», Ozon. Из 30 000 сотрудников KFC на временную работу к ним перешла 1000 специалистов.

Компании запускают и совместные проекты – к примеру, сервисы такси и аптеки. В марте «Яндекс», несколько аптечных сетей и производители лекарств договорились развивать дистанционную продажу медикаментов (их продавать могут только аптеки с лицензией и до 31 декабря 2020 г. – «Ведомости&»). В стадии тестирования находится и похожий проект Delivery Club.

Тест на лидерство

Руководители вот-вот будут проходить самый трудный тест на лидерство – как вернуть бизнес в среду, где вакцина еще не найдена, а экономика пока не устойчива, пишут в исследовании «От выживания к процветанию» эксперты McKinsey (оно опубликовано 1 мая). По их мнению, компании должны переосмыслить свою бизнес-модель, причем как можно скорее, и сосредоточиться на четырех стратегических направлениях: восстановление доходов, возобновление операций, переосмысление организации и ускорение внедрения цифровых решений. Главное – не упустить момент: бизнес, который быстрее вернется в игру, сможет противостоять кризису и воспользоваться его возможностями, заключают они.