Партнер проекта:
Норникель

Почему сейчас самое время экспериментировать в диджитале

Как коронавирус подтолкнул цифровую трансформацию компаний
PhotoXpress

«Сейчас самое время спросить себя: какие действия в диджитале мы стеснялись предпринимать в прошлом, даже если мы осознавали, что в конечном счете без этого не обойтись?» – советуют эксперты McKinsey в опубликованном в конце апреля докладе «Цифровая стратегия во время кризиса».

«Мы на протяжении многих лет говорили про цифровизацию, про удаленную работу, дистанционное образование, телемедицину. И вот мы здесь, без какого-либо выбора. Мы просто должны это сделать», – сказал в интервью «Ведомостям» в апреле содиректор Veon Каан Терзиоглу. 70% компаний работали над цифровой трансформацией своего бизнеса, согласно данным Tech Pro Research на конец 2018 г., но этого оказалось недостаточно, чтобы без проблем встретиться с коронавирусом, отмечает колумнист Forbes Блэйк Морган. С появлением коронавируса скорость цифровизации экономики возросла в 10 раз, считает Терзиоглу. 

COVID-19 – новый штамм коронавируса, который впервые выявили у человека в начале 2020 г. в китайском городе Ухань. Вирус вызывает респираторные симптомы, повышенную температуру тела, кашель, одышку и нарушения дыхания, а в случаях осложнений – смерть. Вирус быстро передается от человека к человеку: по данным на середину августа, во всем мире заразилось более 23,3 млн человек, более 800 000 погибли.
В начале марта Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии. Почти все государства мира объявили жесткие карантинные меры, включающие в том числе закрытие общественных мест, ограничение социальных контактов, в ряде случаев – полный запрет на выход из дома. Многие компании вынуждены были полностью прекратить деятельность, но те, кому производственный процесс позволяет, перевели сотрудников на удаленный формат работы из дома.

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, позволил бизнесу экспериментировать и учиться в режиме реального времени, пишут авторы доклада из McKinsey. В «мирное» время компаниям это было делать не так-то просто: нужно было убедить в актуальности цифровой трансформации акционеров, сотрудников и потребителей – у каждого были свои причины для сопротивления. 

Из-за карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, многие компании вынуждены были перевести сотрудников на удаленную работу. Точных данных, сколько именно организаций так поступили в России, пока нет. Опрос работодателей, который провела служба исследований компании HeadHunter в конце апреля, показал, что 74% компаний перешли на дистанционную работу полностью или частично. В то же время в совместном аналитическом докладе ВЦИОМа и Social Business Group говорится, что на удаленку перешли 16% граждан (до начала пандемии таких было только 2%). 

/PhotoXpress

Согласно исследованию Чикагского университета, 37% рабочих мест в США могут быть организованы дистанционно. Годом ранее только 7% сотрудников имели возможность работать из дома, и это расценивалось как привилегия. До начала пандемии – в феврале 2020 г. – объем рабочей силы в США достигал 164,5 млн человек. Значит, как только экономика вернется на докризисный уровень, выполнять свои рабочие обязанности из дома смогут примерно 61 млн человек, считают эксперты. 

Переход к удаленной работе потребовал технологических решений – развития IT-инфраструктуры, системы безопасности, коммуникаций, электронной постановки задач и отслеживания их выполнения. И вместе с этим возникла необходимость обучения персонала тому, как все это использовать и адаптироваться к изменениям.

По данным ВЦИОМа, 19% тех, кто стал работать дистанционно, столкнулись с необходимостью освоения новых навыков. В основном речь идет о работе с новым программным обеспечением, в частности мессенджерами и инструментами для проведения видеоконференций. 

«В конце марта нужно было стремительно организовать перевод наших офисных команд на дистанционную работу. Одним из важнейших направлений подготовки было, конечно же, IТ: доступы в системы, оборудование, программное обеспечение для взаимодействия удаленных команд и многое другое. Уже через полторы недели несколько тысяч наших работников трудились из дома», – рассказала «Ведомости&» Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норникеля». По ее словам, в начале этого пути сотрудникам пришлось осваивать простые навыки, которые раньше не были востребованы: установку корпоративной телефонии на мобильный телефон, подключение к совещанию по ссылке из электронного письма, смену пароля к учетной записи при удаленной работе. 

Более 42 000 сотрудников «Норникеля» подключены к корпоративному чат-боту «Ника». Каждый сотрудник, запустив программу на своем мобильном устройстве, может задать вопрос на горячую линию и получить экспертную помощь, оперативную информацию о мерах поддержки, реализуемых в компании, просмотреть личную информацию: расчетные листки, сведения о командировках, отпусках, запросить справку и т. д. Работники компании активно используют продукты цифровизации.

Обучение цифровой грамотности – это только вершина айсберга. Нужно уметь обмениваться данными, информацией, цифровым контентом, знать правила и нормы поведения при использовании цифровых технологий и коммуникации в цифровых средах. Важно понимать риски и угрозы в цифровой среде, знать о мерах обеспечения безопасности данных, добавляет Крячкова. «Мы запустили корпоративную программу обучения «Цифровой «Норникель», в которой предлагаем сотрудникам совершить цифровой рывок и развить или получить новые компетенции», – говорит она. 

«Для начала мы провели несколько онлайн-дискуссий с нашими ключевыми руководителями и экспертами, поговорили о цифровой трансформации в целом, обсудили, что в этом направлении уже сделано компанией. Это нужно, чтобы у всех был единый понятийный аппарат и каждый понимал, куда мы движемся», – рассказала Крячкова. В целом программа состоит из трех уровней. Первый уровень – это общий курс по цифровой грамотности для обучения всех сотрудников компании основам цифровых навыков. Второй – «Цифровая компетентность», его пройдут все руководители и специалисты. Третий уровень – «Цифровая экспертиза»: глубокое специализированное обучение для экспертов. 

Эксперты McKinsey уверены, что пандемия не пройдет для бизнеса бесследно. «Новой нормальностью» станет социальная дистанция в офисах и на производстве, автоматизация процессов. Кроме того, компании будут стремиться использовать открывшиеся возможности удаленной работы. «Те инвестиции, которые компании сделали сейчас в поддержание и повышение производительности, не пропадут даром, они станут основной для восстановления и развития в посткризисный период», – пишут эксперты McKinsey в статье, опубликованной в середине мая и посвященной размышлениям о «новой нормальности».