Как пандемия повлияла на работу и перспективы независимых работников

Доля работающих на себя ежегодно растет, и вирус ускорил этот тренд
PhotoXpress

Глобальное рабочее время сократилось на 14% только во II квартале 2020 г. – это эквивалентно потере 400 млн рабочих мест с полной занятостью, подсчитала Международная организация труда. Пандемия нового коронавируса COVID-2019 выявила острую уязвимость бизнеса и его работников по всему миру. Компании прекратили наем, миллионы сотрудников были переведены на удаленную работу, часть лишились ее вовсе. 

По состоянию на 6 сентября в мире заболело COVID-19 почти 27 млн человек. В начале августа генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отмечал, что отдельные страны только вступают в разгар пандемии.

Часть сотрудников, потерявших работу или вынужденных взять неоплачиваемый отпуск, становятся самозанятыми – по данным британской технологической платформы для фрилансеров PeoplePerHour (она одна из крупнейших в мире), с начала 2020 г. количество подписчиков сервиса выросло на 513% в Японии, на 329% в Испании и на 300% в Великобритании. 

Фрилансеры в деле

Сама тенденция перехода в свободное плавание не нова: еще в 2016 г. эксперты McKinsey подсчитали, что до 162 млн человек в Европе и США – или 20–30% трудоспособного населения – занимаются той или иной формой независимой работы. Это и те, кто подрабатывает на фрилансе в дополнение к основной работе (таких оказалось большинство – 40%), и те, для кого работа на себя – основной источник дохода (30%). 

Огромный процент самозанятых в глобальной экономике подтверждают и более поздние данные ОЭСР: в 2019 г. каждый седьмой (т. е. 15% всех занятых) в развитых странах был самозанятым. В Греции их доля составляет 34% от рабочей силы, в Италии – 23%, в Испании – 16%, в Великобритании – 15%, в США – 6%.

«Если вы когда-нибудь захотите стать сами себе боссом, вам следует подумать о работе в сфере недвижимости или сфере квалифицированных профессий: именно к ним относится 8 из 12 профессий для самозанятых с самым высоким рейтингом» – так начинается статья в издании Business News Daily, опубликованная в марте 2020 г. Этот материал основан на рейтинге компании SmartAsset, которая исследовала данные Бюро статистики труда в США. В рейтинг попали те должности, где не менее 15% работников – это самозанятые, также учитывались средний доход, прогнозные возможности трудоустройства и рост численности персонала, уровень образования. 

Кто такие самозанятые в России и в мире

Во всем мире используется понятие «независимый работник», или «самозанятый» (в английском языке independent contractor, или self-employed). Ими обозначают людей, которые занимаются мелкой торговлей или работают на подряде у компаний и физических лиц, например программист или репетитор. Заказчик при этом имеет право контролировать только результат работы, но не сам процесс. Простой пример: самозанятый выполняет работу для компании из США. Но компания возмещает ему издержки, предоставляет инструменты и расходные материалы, а его работа – ключевая для бизнеса. Это повод привлечь компанию к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Причина – исполнитель признается полноправным сотрудником компании, а не независимым работником, значит, налоги за него должна платить компания. Базовая ставка налога для самозанятого составляет 15,3% в США и 20% в Великобритании. Наемных работников у него быть не может.
В России самозанятый – это особый налоговый статус, но применять его могут не все независимые работники. Например, не может стать самозанятым человек, который продает подакцизные товары, товары не собственного производства, работает по договорам поручения, комиссии или агентским. Ежегодный доход самозанятого не может превышать 2,4 млн руб. Есть и другие налоговые режимы для независимых работников. Например, человек может стать индивидуальным предпринимателем. При общей системе налогообложения он платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС) и страховые взносы в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Другой вариант – заключить гражданско-правовой договор с компаний, тогда она заплатит за него НДФЛ и страховые взносы.

Сейчас больше людей ищут гибкие возможности работы, чем когда-либо прежде, поскольку они принимают образ жизни «цифровых кочевников», говорится в обзоре 12 лучших профессий для самозанятых в 2020 г., который опубликован на сайте Strategic Capital. Сегодня возможностей для гибкой работы много, и в значительной степени это связано с быстрым развитием технологий: для выполнения некоторых работ нужны только ноутбук и интернет. В этот рейтинг попали писатели, веб-дизайнеры, консультанты по ведению социальных сетей, персональные тренеры и др.

Белые воротнички на удаленке

Поддерживают тренд и компании – в 2019 г. удаленная работа (и традиционная, и фриланс) стала настолько популярна, что эксперты крупнейшей, по собственным данным, международной фриланс-платформы Upwork прогнозировали: в 2020 г. в состав 56% команд в мире будут входить удаленные работники (этот прогноз дан в 2019 г.). Среди белых воротничков и креативных специальностей из-за пандемии, скорее всего, это цифра оказалась больше ожиданий, указано в обзоре платформы от весны 2020 г. Несмотря на многочисленные трудности, с которыми столкнулись компании и сами работники (например, контроль за производительностью, безопасное подключение к корпоративной сети, невозможность работать из-за маленьких детей и др.), обе стороны могли убедиться в преимуществах удаленной работы и самозанятости, считают эксперты Upwork.

По данным доклада McKinsey «Независимые работники: выбор, необходимость и гиганомика», самозанятые больше удовлетворены своей работой, чем традиционные сотрудники. Они больше увлечены своими задачами и одновременно наслаждаются возможностью работать без руководителя и контролировать, сколько времени тратить на труд и отдых. При этом часть самозанятых беспокоится о том, что экономически и социально они более уязвимы, чем их офисные коллеги.

В компаниях режим удаленной работы существенно снижает транзакционные издержки, рассказывает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина: на аренду, транспортные расходы (например, оплата такси до работы или трансфер) и др. Для средних и малых предприятий экономия может быть жизненно важной, особенно в условиях всеобщего кризиса, рассуждает она. 

Любому бизнесу и государству сотрудничество с самозанятыми, конечно, выгодно, подтверждает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов: «Это фактически проектная деятельность, сотрудник вознаграждается только за сделанную работу».

Фрилансеры, скорее всего, окажутся более востребованными в будущем, чем традиционные работники, приходит к выводу Upwork в весеннем обзоре 2020 г. 52% менеджеров по персоналу отмечают, что результаты удаленной работы во время пандемии превзошли их ожидания, а 62% – что будут нанимать больше удаленных сотрудников, чем ранее. 

В условиях всеобщей удаленки те сотрудники, которые уже работали из дома, оказываются в более выигрышном положении по сравнению с офисными служащими. Эксперты McKinsey в статье «Пандемия доказывает – талант имеет решающее значение для производительности» отмечают, что они быстрее восстанавливаются в кризис, так как в это время работодатели больше ценят гибкость и возможность временного контракта. 

/PhotoXpress

Тенденция «работа из дома» может стать спасением для небольших городов и для людей, которые хотят в них жить, говорится в обзоре Upwork. Например, Facebook заявил, что теперь будет искать удаленные таланты со всего мира и в ближайшие 5–10 лет переведет на бессрочную удаленную работу 50% своих сотрудников.

Россия – в общем тренде

В России режим самозанятости формально появился с 2019 г., сначала для четырех регионов: Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей. Основная цель – вывести самозанятых из тени, обелив рынок труда, сообщал Минфин (Всемирный банк оценивал: в 2019 г. в тени могло работать до 15 млн человек – около 20% трудоспособного населения России). Им могли воспользоваться предприниматели без наемных работников, чей годовой доход не превышает 2,4 млн руб. При продаже товаров и услуг физическим лицам самозанятый платит 4% налога, компаниям – 6%. С 1 июля Госдума разрешила вводить этот налоговый режим всем регионам. По данным Федеральной налоговой службы, к концу августа число зарегистрированных самозанятых составило около 1 млн человек. Совсем немного по сравнению с Европой и США: всего, по данным Росстата, трудоспособное население в России – 74,6 млн человек. 

Но пандемия ускорила прирост количества самозанятых – по данным сервиса «Яндекс.Касса», их количество по итогам первого полугодия выросло в 10,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число официально регистрирующихся в сервисе YouDo в качестве самозанятых россиян возросло в 8 раз. Власти тоже заметили этот рост – например, в Москве за первую половину 2020 г. их количество выросло на 70% со 190 000 до 324 000 человек. По данным Росстата, трудоспособное население Москвы составляет 7,4 млн человек.

«Сегмент самозанятых находится сейчас на стадии быстрого роста – и мы ожидаем, что количество официально зарегистрированных самозанятых будет увеличиваться», — говорит Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI. Он видит несколько причин: кроме развития нового налогового режима это активное привлечение самозанятых крупными маркетплейсами и стремление людей искать новые источники заработка – и как следствие развитие идеи работы на себя.

Пандемия действительно повлияла на рост самозанятых по нескольким причинам, считает управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин. Во-первых, рост количества самозанятых напрямую зависит от роста безработицы. Ранее на одного безработного приходилось как минимум две вакансии, но с пандемией ситуация поменялась в обратную сторону: на одну вакансию стало как минимум два безработных. Во-вторых, многим компании выгоднее найти самозанятого специалиста из-за существенной экономии на налогах. В-третьих, когда люди находились дома в течение 3–4 месяцев, они занимались тем, что им действительно нравится, и некоторые решили не возвращаться в офис, а продолжать работать в том же режиме, перечисляет он.

Но нынешние или бывшие офисные работники – это только часть самозанятых. Активнее остальных переходят на самозанятость предприниматели из сферы услуг, а также те, кто занимается продажей товаров с доставкой, преподаватели, репетиторы и другие специалисты в сегменте образования, говорится в исследовании «Яндекс.Кассы». 

Что делают самозанятые в России

16% самозанятых в России указали (но указывать по закону не обязательно), что занимаются перевозкой пассажиров
8,6% – строительством
7,1% – консультированием
7% – сдачей квартир в аренду
6,1% – услугами по доставке

Источник: ФНС

Налоговый режим самозанятых оказался удобным для фрилансеров, говорит руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова: «Для тысяч людей это простой и понятный способ вывести из тени свои доходы». Тем более что в России режим максимально упрощен: не нужно подавать налоговую декларацию и применять контрольно-кассовые аппараты, есть налоговый вычет, перечисляет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. 

В то же время для работников самозанятость может создать проблемы, например, по оплате медицинской страховки или налогов, говорит Шибанов. По данным опроса, проведенного HeadHunter в апреле, сами самозанятые отмечают среди минусов такого налогового режима отсутствие рабочего стажа и пенсии (56%; впрочем, самозанятый может их иметь, если добровольно платит взносы в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. – «Ведомости&»), оплаты больничного и декрета (44%), лимит в годовом доходе (32%).

Есть и другие минусы. Например, может страдать трудовая и налоговая дисциплина, отмечает Суслина: «Бизнесу сложнее заставить сотрудников качественно работать удаленно, и подходящих условий зачастую у них нет. А налоговой службе и другим контролирующим органам сложнее следить за прозрачностью и доходами бизнеса, количеством легально оформленных работников и уплаченными налогами».

/PhotoXpress

За рубежом к деятельности самозанятых предъявляются дополнительные контрольно-надзорные требования, рассказывает Тягай: например, в Великобритании человек, работающий из дома, должен получить разрешение на использование такого помещения в качестве служебного. В России надзорного органа за самозанятыми пока нет. 

Фриланс стимулирует конкуренцию, а значит, растет качество, снижаются цены, повышается спрос, описано в докладе McKinsey Global Institute. Состоявшийся фрилансер более продуктивен, чем традиционный менеджер среднего звена, уверены авторы доклада, и производительность капитала только растет. Одновременно с этим правительствам придется корректировать системы социальной защиты, например пенсионные программы, которые сегодня завязаны на работодателях (именно они чаще всего платят взносы в фонды за работников. – «Ведомости&»). А самим самозанятым придется придумывать новые формы солидарности – «возможно, мы увидим возрождение гильдий, братств и обществ взаимопомощи, которые когда-то позволяли изолированным рабочим помогать друг другу в трудные времена, в том числе учиться и совершенствовать навыки», пишут эксперты. Так, Союз фрилансеров, который был основан в США в 2001 г., и на сегодняшний день насчитывает 300 000 человек и вероятно, предвещает возрождение таких организаций, заключают они.

Многие страны ломают голову над тем, как справиться с потерей дохода самозанятых из-за пандемии. В Греции они в качестве поддержки получили единовременные выплаты в 800 евро, а также налоговые каникулы. Норвежское правительство компенсировало фрилансерам потерю до 80% заработка, а датское – до 75%. В США им предоставили возможность получать пособие по безработице в размере около $2400 в месяц (более 177 000 руб. по курсу на 11 августа), в Великобритании – в размере 2500 фунтов (более 240 000 руб.), в Литве – 257 евро (более 22 000 руб.).
В России самозанятые получили обратно налог, уплаченный за 2019 г. (всего 1,5 млрд руб.), и так называемый налоговый капитал в размере минимального размера оплаты труда (12 130 руб.), который можно использовать для оплаты налога до конца 2020 г.