Партнер проекта: Qiwi

Почему компании все чаще нанимают самозанятых

И как этот тренд помогает создавать новые финансовые продукты
PhotoXpress

Цифровые платформы – социальные сети, агрегаторы такси, маркетплейсы, классифайды – дают возможность все большему числу людей работать на себя. Одновременно они расширяют и возможности компаний по поиску сотрудников, пишет консалтинговая компания BCG в отчете «Новые фрилансеры: поиск талантов в гиганомике». 

Из-за пандемии коронавируса тренд на самозанятость усилился как среди массовых профессий (их еще называют синими и серыми воротничками. – «Ведомости&»), так и среди белых воротничков, отмечает CEO платежного сегмента группы Qiwi Андрей Протопопов, и компаниям нужно строить свои стратегии с учетом этой тенденции. Это подтверждают данные исследования Qiwi и Freelance.ru, проведенного в апреле 2020 г.: более 40% респондентов планируют перейти в статус самозанятого в этом году. 

«Худший кризис со времен Второй мировой войны»

Так назвала пандемию COVID-19 Международная организация труда. По ее данным на апрель 2020 г., 81% из 3,3 млрд работающих в мире пострадали от полного или частичного закрытия рабочих мест из-за карантина.
Новый коронавирус, выявленный впервые в конце 2019 г. в Китае, стремительно распространился на весь мир. Практически замерли международные пассажирские перевозки, правительства объявили о закрытии магазинов, фитнес-клубов, кафе и ресторанов, многие работодатели перевели сотрудников на работу из дома или были вынуждены прибегнуть к сокращению штатов.
К концу 2020 г. глобальное количество безработных может увеличиться на 25 млн человек, превысив в общей сложности 200 млн человек, сообщала в апреле ООН.

Самозанятость как тренд

В мире миллионы людей полностью или частично – параллельно с работой по найму – работают на себя.

В России, по оценке специалистов РАНХиГС, полностью или частично самозанятых – около 17 млн человек, т. е. четверть работающего населения. Общее число самозанятых, работающих без официального оформления, в 2019 г. составляло 64,1% от количества всех самозанятых, т. е. речь идет примерно о 10–11 млн работников, говорится в исследовании. «Цифровые и платежные сервисы стремятся предлагать для них финансовые продукты, что позволяет переводить все большее число операций на этом рынке в безналичную форму», – говорит Протопопов.

Специально разработанный для самозанятых налоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД) – был введен с 1 января 2019 г. в качестве эксперимента в четырех регионах России, затем был распространен на всю страну (см. подробнее «Бой с тенью: как российские регионы вводят налог для самозанятых»).

К концу августа 2020 г. как плательщики НПД зарегистрировались около 1 млн человек с суммарным доходом более 130 млрд руб., сообщала Федеральная налоговая служба (ФНС). При этом у 82% зарегистрированных самозанятых не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 42% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет.

/ФНС России

Основная причина роста числа зарегистрированных самозанятых в 2020 г. – продолжавшееся весь год постепенное расширение списка регионов, в которых действует режим НПД, полагает основатель биржи удаленной работы Freelance.ru Кирилл Аношин.

Не последнюю роль сыграла и пандемия, которая заставила людей сидеть дома и искать новые способы заработка, продолжает он.

Как стать самозанятым

Стать самозанятыми могут физические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), которые выполняют работы и оказывают услуги без наемных работников. Люди со статусом самозанятых платят налоги по льготным ставкам в зависимости от того, кто их заказчик: если физлицо, то налог составит 4%, а если юрлицо или ИП – 6%. Самозанятые не платят взносы в фонды (Пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования), не сдают налоговую отчетность и не используют контрольно-кассовую технику. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год. Если этот порог превышен, придется перейти на другой подходящий налоговый режим.

С ним согласен сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com Денис Кутергин: только на этом сервисе количество ежемесячно регистрирующихся исполнителей в разгар пандемии (март – май 2020 г.) выросло на 42% по сравнению с предыдущими месяцами.

Число самозанятых будет стремительно расти: только в Москве в таком статусе каждый месяц регистрируется 15 000–20 000 специалистов, говорит Протопопов. Причины высокого спроса на переход в такой статус как в том, что люди стали искать новые или дополнительные источники дохода, так и в пересмотре бизнесами своих стратегий. У компаний появляется запрос на проекты и процессы, под которые рациональнее привлекать именно самозанятых.

По данным BCG, в развивающихся странах – Бразилии, Индонезии, Китае, Индии – до 55% ищущих работу через цифровые платформы – это люди массовых профессий, так называемые синие воротнички (водители, курьеры, уборщики, подсобные рабочие) и серые воротнички (репетиторы, фитнес-тренеры и консультанты, медсестры и нянечки).

В России картина похожая: на основе данных об уже зарегистрировавшихся самозанятых ФНС приводит следующий список популярных профессий: перевозка пассажиров (16%), строительство (8,6%), консультирование (7,1%), сдача квартир в аренду (7%), услуги по доставке (6,1%). Средний возраст самозанятых – 30–40 лет, по данным ФНС. Люди до 30 лет в основном предлагают IT-услуги, после 40–50 лет – сдают в аренду жилье.

Вакансии для самозанятых рассматривают преимущественно те, кто готов выполнять проектную работу, оказывая услуги нескольким организациям сразу, говорит директор по развитию Staff-Up Consulting Group Елена Лимонова. Это как представители интеллектуальных и творческих профессий – дизайнеры, маркетологи, программисты, – так и рядовые исполнители, например, водители.

«Самозанятые – интересный для Qiwi быстрорастущий сегмент рынка труда, можно сказать, что мы были одним из первых игроков на рынке финтеха, кто предложил для них решения, а также участвовал в пилотных проектах ФНС по внедрению нового налогового режима. За последние несколько лет мы разработали и вывели на рынок решения как для самозанятых, так и для заказчиков их услуг», – говорит Протопопов.

Самый крупный сегмент, где работают самозанятые, – перевозка пассажиров. Qiwi в прошлом году запустила сервис для таксопарков «Таксиагрегатор». Количество самозанятых таксистов растет, многие из них работают с несколькими агрегаторами, объясняет интерес к этому рынку Протопопов. Сервис позволяет таксопаркам автоматизировать выплаты водителям, перевести их в безналичную форму и оптимизировать учет взаимодействий с таксистами и цифровыми платформами транспортных услуг.

/Евгений Разумный / Ведомости

Qiwi создала решение и для второго по популярности сегмента самозанятых – строителей и рабочих. Так, в начале года компания объявила о партнерстве с сервисом «Рабочие руки» – компанией, ставшей официальным оператором ФНС по работе с самозанятыми. Qiwi предоставляет доступ к своей платежной инфраструктуре, благодаря чему «Рабочие руки» могут проводить мгновенные платежи рабочим.

«Наша задача – сделать удобный сервис для компании, чтобы она проводила платежи людям, которых привлекает к работе. Но в долгосрочной перспективе мы понимаем, что также необходимо удерживать в этой экосистеме и самого самозанятого, предлагая ему интересные решения», – говорит Протопопов.

Так, входящий в группу Qiwi Рокетбанк совместно с материнской компанией разработал цифровую платформу для самозанятых и компаний, которые пользуются их услугами. Заказчику платформа позволяет проверить регистрацию самозанятого в ФНС, автоматизировать безналичные выплаты за оказанные услуги и получение чеков от исполнителей. Компании могут работать с сервисом через программный интерфейс (API) или веб-интерфейс. Самозанятые на платформе могут не только регистрировать доходы и получать выплаты, но и автоматически уплачивать налоги, отмечает Протопопов.

Когда весной 2020 г. из-за пандемии и карантина возник повышенный спрос на услуги курьеров, платформа Рокетбанка оказалась особенно востребованной у этой категории клиентов, отмечает Протопопов.

/PhotoXpress

Для официантов и ломозаготовителей

В прошлом году Qiwi инвестировала в фудтех-стартап Bartello – приложение, с помощью которого посетители баров и ресторанов могут заказывать напитки и еду без вызова официанта (он только приносит уже готовый заказ). У приложения есть доступ к платежной инфраструктуре Qiwi, что позволяет проводить оплату заказов и отправлять официантам чаевые, которые зачисляются на их банковские карты.
Есть и совсем нишевые решения: в прошлом году Qiwi запустила сервис для компаний – участниц ассоциации «Руслом», который позволил перевести расчеты с ломозаготовителями в безналичную форму.

Свободный белый воротничок

Существенная часть фрилансеров (от 23% в Бразилии до 42% в Индии) на интернет-платформах – это белые воротнички: высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые специалисты, например программисты и дизайнеры, говорится в исследовании BCG.

Компании все чаще используют цифровые платформы для поиска фрилансеров с редкими талантами или навыками, которых сложно найти на традиционном рынке труда, пишут авторы исследования.

В России тоже есть такая тенденция. «С одной стороны, в текущей ситуации компании все чаще думают о привлечении квалифицированных специалистов именно как фрилансеров на сезонной и проектной работе, что позволяет повысить производительность и снизить издержки на персонал. С другой – современная талантливая молодежь менее заинтересована в стабильности штатного сотрудника, вместо этого она предпочитает гибко управлять своим графиком и свободно менять географические локации», – рассказывает Алла Дынко, менеджер проекта Freelancer Marketplace, PwC в России.

Тренд на дистанционную работу специалистов большинства профессий будет только усиливаться, уверен Протопопов. В пандемию многие компании, особенно из IТ- и финтех-отраслей, убедились, что работа на удаленке столь же эффективна, как и из офиса. Это позволит бизнесам все охотнее привлекать самозанятых, не опасаясь за результат, а специалистов убедит в возможности работать откуда угодно и сотрудничать сразу с несколькими заказчиками.

Возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов главным мотивом сотрудничества с фрилансерами назвали 66% участников совместного исследования биржи фриланса FL.ru (входит в холдинг TalentTech), TalentTech и НИУ ВШЭ (в первом полугодии 2020 г. они опросили 225 человек, сотрудничающих с фрилансерами).

«Еще задолго до карантина, как минимум в течение пяти лет, мы планомерно выстраивали систему работы с самыми разными фрилансерами, постоянно обновляя и совершенствуя свою базу эффективных партнеров, – говорит Александра Глазкова, вице-президент по HR и корпоративному маркетингу биотехнологической компании «Биокад». – Первый пул – это высококлассные профи, к которым мы обращаемся за консалтингом, второй пул – это самозанятые, с которыми мы сотрудничаем фулл-тайм либо привлекаем точечно под конкретные проекты. Обычно это видеографы, копирайтеры, дизайнеры или разработчики».

По словам Глазковой, «Биокад» постоянно инициирует новые проекты, поэтому работа с фрилансерами – явный плюс для компании. «Найти исполнителя под конкретную задачу удается гораздо быстрее, – объясняет она. – Всегда есть риски, но в работе с фрилансерами нужен опыт, правильное выстраивание контрольных точек, качественное техническое задание и налаженный процесс коммуникации». Все эти составляющие – путь к успеху в таком сотрудничестве, заключает она.

/Pixabay

Группа IT-компаний «Ланит» тоже привлекает к сотрудничеству самозанятых. «В основном мы сотрудничаем со специалистами инженерных специальностей либо творческих профессий (копирайтеры, дизайнеры), – рассказывает руководитель отдела подбора персонала группы компаний Максим Абрамов. – Мы привлекаем их точечно, на проектную работу. Это очень удобно, когда на проекте нужна высокая экспертиза в узкой области. Это дает нам возможность более гибко подходить к планированию затрат и объемов задач. Таким образом мы можем привлечь более квалифицированных и дорогостоящих специалистов».

«Работа с самозанятыми действительно пользуется все большим спросом у компаний. Среди белых воротничков чаще всего бизнес привлекает разработчиков, дизайнеров, копирайтеров и маркетологов, а также специалистов по арбитражу трафика. Для последних весной мы запустили отдельный продукт – виртуальные карты «Qiwi Мастер». Они могут использоваться в том числе в рекламных кабинетах Facebook, с которыми работают веб-мастера», – резюмирует Протопопов.