ЗОЖ во время пандемии

Какие товары и продукты для здоровья стали популярны благодаря коронавирусу
PhotoXpress

Можно сколько угодно спорить, каким будет мир после коронавируса, но реальность такова: COVID-19 – главный в этом году законодатель мод вне зависимости от сферы жизни человека или отрасли бизнеса, говорит председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева. Он разом перевернул привычный уклад жизни, поставив во главу угла внимание к своему здоровью. «Ведомости&» вместе с экспертами компании «Эвалар» выбрали самые заметные товары для здорового образа жизни.

1. Витамины

/Pixabay

В 2020 г. важность иммунитета и витаминизации вышла на первый план, пишет DSM Group в презентации, посвященной результатам аптечных продаж биологически активных добавок (БАД) за девять месяцев 2020 г.

Витамины всегда занимали 1-е место в рейтинге БАДов, говорит директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева. Но коронавирусный год подстегнул и их продажи. По прогнозу аналитической компании ReportLinker, в 2020 г. мировой рынок витаминов и минеральных добавок вырастет на 18,3% по сравнению с 2019 г. – до $61,2 млрд (ранее исследовательская компания Markets and Markets прогнозировала, что глобальный рынок витаминов будет расти с 2018 по 2023 г. в среднем на 7,3% в год). «Рынок пищевых добавок, особенно продажа витаминов и минеральных добавок, стремительно растет во время пандемии COVID-19», – говорится в исследовании компании. Люди покупают витамины и минеральные добавки в надежде поддержать здоровье, отмечают исследователи.

В России в январе – сентябре 2020 г. продажи витаминов выросли на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 17,2 млрд руб., по данным DSM Group. В ее топ-20 самых продаваемых за девять месяцев брендов БАДов – почти половина именно у витаминов. У «Эвалара» аптечные продажи витамина С взлетели на 959% в III квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (компания ссылается на данные DSM Group). Продажи витамина D за аналогичный период выросли на 79%.

Спрос на витамины подпитывают и органы здравоохранения. Например, Национальная служба здравоохранения Великобритании советует гражданам, которые проводят мало времени на улице, ежедневно принимать 10 мкг витамина D. А министерство здравоохранения Московской области – использовать витамины группы С и D для профилактики COVID-19.

Поддержка ментального здоровья

Пандемия коронавируса нанесла ущерб психологическому здоровью миллионов людей во всем мире, пишет Всемирная организация здравоохранения. В июле 53% американцев сообщали, что их психическое здоровье пострадало из-за беспокойства и стресса в связи с коронавирусом (по данным опроса Kaiser Family Foundation среди 1313 жителей США старше 18 лет, проведенного 14–19 июля 2020 г.). У 14% россиян в этом году выросла потребность в психологической поддержке, свидетельствуют данные ноябрьского опроса ВЦИОМа среди 1600 россиян старше 18 лет.
«Из-за коронавируса добавки, которые, как считается, помогают нормализовать сон и уменьшить тревожное состояние, оказались в фокусе внимания потребителей», – комментирует Екатерина Стенина. Так, у «Эвалара» продажи добавки, содержащей триптофан и призванной улучшить сон, на сайте интернет-аптеки Apteka.ru за 10 месяцев 2020 г. выросли на 659% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным, предоставленным «Эваларом».

2. Добавки для укрепления иммунитета

Ягоды черной бузины /Pixabay

Лидерами по динамике продаж оказались добавки для поддержания иммунитета: в январе – сентябре их продажи прибавили 138,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличившись до 931,6 млн руб.

Речь о добавках с разными составляющими – от куркумина и бузины до дигидрокверцетина (экстракта сибирской лиственницы) и цинка, рассказывает эксперт медицинского направления корпоративного учебного центра компании «Эвалар» Екатерина Стенина.

Дигидрокверцетин (или таксифолин в Европе и США) считается природным антиоксидантом и сосудистым протектором, говорит Стенина. У него много сфер применения – от производства напитков и БАДов до производства фармацевтических препаратов, а с недавнего времени – и косметики. В последние пять лет мировой рынок дигидрокверцетина (таксифолина) стабильно прибавляет по 5% ежегодно, пишут аналитики Fact.MR в аннотации к отчету, посвященному развитию рынка до 2030 г. Всплеск интереса к нему в 2020 г. подстегнул именно коронавирус. Обладает ли кверцетин способностью повышать сопротивляемость организма коронавирусу, изучают ученые не одной страны, следует из данных сайта клинических исследований clinicaltrials.gov. У «Эвалара» продажи добавки с дигидрокверцетином на сайте интернет-аптеки Apteka.ru в III квартале 2020 г. выросли на 260% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., по данным, предоставленным «Эваларом».

Выросла популярность и у цинка. Аптечные продажи добавки, в состав которой входит цинк, у «Эвалара» за 10 месяцев 2020 г. увеличились на 425% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным DSM Group, предоставленным «Эваларом». Этой осенью у потребителей также вырос интерес к куркумину (вещество в составе куркумы – травянистого растения семейства имбирных), поскольку считается, что он обладает противовоспалительным эффектом, говорит Стенина.

Однако самая заметная динамика в этой категории – у добавки «Эвалара» с черной бузиной, рассказывает Стенина. По ее словам, компания первой в России начала продавать добавки с черной бузиной в апреле 2020 г., но уже в III квартале ее продажи были на 697% выше, чем во втором (данные DSM Group, на которые ссылается «Эвалар»).

В России черная бузина пока не так известна и только набирает популярность, а, например, в США она один из рекордсменов по динамике продаж в прошлом году. Еще в 2015 г. она занимала скромное 25-е место в рейтинге самых продаваемых растительных добавок в аптеках и магазинах США, пишет издание американского ботанического совета HerbalGram. Но уже в 2019 г. черная бузина оказалась на 3-й строчке рейтинга – после шандры и эхинацеи. Ее продажи на американском рынке выросли на 110,8% по сравнению с 2018 г. до $107,6 млн. Что обеспечило ей такую популярность?

Продажи бузины поддержали «необычайно тяжелый» сезон гриппа 2017–2018 гг., а также сезон гриппа 2018–2019 гг. в США, отмечает HerbalGram. За два сезона гриппом в стране переболели 80,5 млн человек – почти четверть населения США, свидетельствуют данные центров по контролю и профилактике заболеваний страны. «Польза бузины для здоровья иммунной системы была предметом многочисленных клинических испытаний на людях, а исследования, опубликованные в 2019 г., подтвердили эти утверждения», – пишет HerbalGram. Росту популярности способствовала и форма добавок: производители выпускали их в виде жевательных конфет и настоек. «Эвалар», например, выпускает добавки с бузиной в форме шипучих таблеток и мармеладок.

На что способен коллаген?

Но есть добавки, популярные и без коронавируса. Например, коллаген, рассказывает Стенина. У коллагена мощная армия поддержки и влиятельные популяризаторы. Так, одна из сестер Кардашьян – Кортни признавалась: «Клянусь, я никогда не забываю выпить свой утренний коллаген! Храню порошок коллагена в спальне и смешиваю его с водой комнатной температуры. Напиток придает моей коже сияние и сохраняет здоровье волос и ногтей».
Строгий Международный олимпийский комитет (МОК) разрешил спортсменам употреблять БАДы, если у них подтвержден дефицит конкретных питательных веществ. А коллаген может привести к уменьшению боли в суставах, написала группа ученых, статью которых «Заявление МОКа о консенсусе: диетические добавки и высокая производительность спортсменов» опубликовал «Британский журнал спортивной медицины» в 2018 г.
Добавки на основе коллагена стали популярны и в России, причем не только среди спортсменов, рассказывает Стенина. Причина такой популярности – в старении населения, объясняет она. По прогнозу Организации объединенных наций, к 2050 г. каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет по сравнению с каждым 11-м в 2019 г.
Коллаген – это белок молодости: его наличие в организме влияет не только на состояние кожи и волос, но и на самочувствие в целом, рассказывает Стенина. «Поэтому сейчас коллаген – это не только бьюти-тренд, – объясняет она. – Коллаген считается средством для активного долголетия. Все чаще добавки на его основе принимают люди всех возрастов». У «Эвалара» рост продаж отдельных добавок из антивозрастной линейки на основе коллагена доходил до 1453% (в III квартале 2020 г. относительно III квартала 2019 г., ссылается компания на данные DSM Group). «Самый популярный – морской коллаген в порошке на основе пептидов рыбного коллагена», – комментирует Стенина.

3. Умные часы и фитнес-трекер

/Unsplash

Росту спроса на носимые устройства – фитнес-трекеры, умные часы, наушники – не помешала даже эпидемия коронавируса. Несмотря на то что поставщики сократили производство, а конечные пользователи были помещены на карантин, спрос на носимые устройства оставался стабильным, констатируют аналитики International Data Corporation (IDC).

Носимые устройства следят за физической активностью, умеют отслеживать пульс и другие показатели организма, а интегрированные с ними сервисы – составлять план тренировок и давать советы по диете. Они даже могут помочь обнаружить симптомы коронавируса, утверждают ученые из калифорнийского исследовательского института Scripps Research в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine. Например, за счет фиксации частоты пульса.

Существенный рост продаж носимых устройств зафиксировали и российские ритейлеры. В сети «М.видео-Эльдорадо» он в первом полугодии 2020 г. составил 21,5%, а сами продажи – 14,4 млрд руб., рассказал газете «Коммерсантъ» представитель ритейлера. Представители «Связного», «Ситилинка», Ozon сообщили о похожей динамике. Во время пандемии увеличилось количество людей, которые вместо посещения спортзалов стали заниматься спортом самостоятельно (фитнес-клубы в России были закрыты с конца марта по июнь из-за режима самоизоляции. – «Ведомости&»), объяснял изданию руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

В 2020 г. поставщики отгрузят 396 млн носимых устройств – на 14,5% больше, чем годом ранее, прогнозируют аналитики IDC, а к 2024 г. рынок составит 637,1 млн единиц. Основным драйвером роста станут умные часы, прогнозируют они. Бессменный лидер на рынке умных часов – компания Apple, на ее продукцию пришлось больше половины продаж в первом полугодии 2020 г., подсчитала международная аналитическая компания Counterpoint. На 2-м месте с долей рынка 9,4% – товары Garmin, на 3-м – Huawei (8,3%).

«Производители устройств также закладывают фундамент, который позволит потребителям использовать несколько носимых устройств в сочетании друг с другом», – приводит IDC слова Джитеша Убрани, менеджера по исследованиям IDC Mobile Device Trackers.

4. Приложения для здоровья и фитнеса

/PhotoXpress

К концу года смартфон будет практически у каждого второго жителя планеты. Количество их пользователей достигнет 3,5 млрд человек (44,9% населения Земли), прогнозирует исследовательская компания Statista. Эта цифра стремительно растет из года в год: еще в 2016 г. смартфоны были только у 2,5 млрд человек.

Большинство смартфонов не хуже носимых устройств позволяют следить за сердечным ритмом, водным балансом или режимом сна – в том числе с помощью мобильных приложений. В апреле – мае 2020 г. приложения для здоровья и занятий фитнесом во всем мире скачали 656 млн раз – на 47% больше, чем годом ранее, подсчитала аналитическая компания Sensor Tower. Для сравнения: во II квартале 2019 г. число скачиваний таких приложений было всего на 6,8% больше, чем во II квартале 2018 г.

В апреле мировым лидером по продажам в категории «Здоровье и фитнес» стал Calm – приложение для медитации и релаксации. По данным Sensor Tower, его продажи совокупно в App Store и Google Play выросли на 2,3% по сравнению с апрелем 2019 г. – до $8,5 млн. 2-е место занял другой сервис по медитации – Headspace. Его продажи в апреле выросли на 31,2% до $5,5 млн. На 3-м месте оказалось приложение для контроля веса и физических нагрузок MyFitnessPal, дальше следуют приложение для тренировок Muscle Booster и приложение диеты Weight Watchers.

Приложения для тренировок используют не только конечные пользователи, но и фитнес-клубы. Например, World Class с их помощью следит за пульсом клиентов во время тренировок, а показатели выводит на экран, рассказывал в интервью «Ведомости&» гендиректор сети Николай Прянишников. «Это позволяет обеспечивать контроль за состоянием клиентов и дает им дополнительный стимул к тренировкам», – объяснял Прянишников.

5. Гантели и велосипеды

/Евгений Разумный / Ведомости

«Гантели – новая туалетная бумага. Мы утроили объем заказов, но спрос все равно больше», – говорил в апреле 2020 г. канадской газете Global News гендиректор сети магазинов оборудования для фитнеса Fitness Town Джеймс Ньюман.

Промышленный дизайнер из Калифорнии Кайл Беннет купил подержанный горный велосипед Giant Faith год назад за $450 (рекомендуемая производителем розничная цена на модель Giant Faith 2010 г., по данным сайта bicyclebluebook.com. составляет $4125). В этом году он решил его продать на Facebook Marketplace за $600. Буквально за час на его сообщение о продаже откликнулось 600 человек. «Велосипед ушел за два часа, – рассказывал Беннет изданию Los Angeles Times. – Покупатель вручил мне наличные, не торгуясь. Но если бы я был терпеливым, я легко мог бы получить за велосипед $1000».

Во время всемирного локдауна, когда фитнес-клубы были закрыты, спортзал для большинства людей переместился в квартиры и парки. Все это повлекло всплеск спроса на спортивное оборудование, который не останавливается до сих пор. Так, продажи спорттоваров у российского интернет-ритейлера Ozon за 10 месяцев 2020 г. выросли почти в 3 раза. Особой популярностью у покупателей пользовались скакалки, беговые дорожки, степперы (тренажеры для ног) и коврики для йоги.

Американский производитель велотренажеров и беговых дорожек Peloton отчитался о росте продаж в IV квартале финансового года (закончился 30 июня 2020 г.) на 172% по сравнению с IV кварталом 2019 г. – до $607,1 млн. В письме к акционерам компания заявила, что продажи превзошли ее ожидания и она не ждет их снижения в ближайшее время.

Аналитическая компания ReportLinker прогнозирует, что глобальный рынок оборудования для домашнего фитнеса вырастет в 2020 г. на 40,4% по сравнению с 2019 г. – до $9,49 млрд. При этом исследователи ReportLinker ожидают, что в 2021–2023 гг. этот рынок будет падать в среднем на 3,2% в год.