Как коронавирус меняет мировую туриндустрию

Пандемия дала мощный импульс развитию цифровых сервисов

Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис – это возможность создать более устойчивую туристическую экономику.

Ускорение свободного падения

Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего».

Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что к концу года потери этого сектора экономики превысят $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу.

Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР.

Пять приоритетных направлений преобразования туризма после пандемии COVID-19:

1. Смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности)
2. Повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристической инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма)
3. Диджитализация (цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки)
4. Экологизация (содействие устойчивому развитию, внедрение углеродно нейтральных решений, развитие экотуризма)
5. Координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития

Источник: доклад ООН «COVID-19 и трансформация туризма»

По данным UNWTO, только с января по август падение экспортной выручки от международного туризма составило $730 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это более чем в 8 раз превышает потери, понесенные в результате глобального экономического и финансового кризиса 2008–2009 гг. Тогда из-за спада в экономике, роста цен на топливо и падения спроса на билеты и пакетные туры с рынка ушли десятки авиаперевозчиков и туроператоров по всему миру.

Но именно тот кризис открыл новые возможности. В августе 2008 г. был основан сервис Airbnb, который сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду. Сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, стали набирать популярность, индустрия стала меняться.

Подобные тенденции наблюдаются в мире и сегодня: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора, и сами игроки отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести диджитализацию, запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.

/PhotoXpress

«Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего инклюзивного и устойчивого роста сектора», – подчеркивает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) в исследовании под названием «К выздоровлению и за его пределами: будущее туризма после COVID-19».

В России, например, комитет по туризму города Москвы вместе с туристическим сообществом организовали более 70 отраслевых онлайн-мероприятий, включая антикризисные вебинары, воркшопы, международные роуд-шоу и телемосты. Например, пятидневный антикризисный онлайн-интенсив в апреле прослушали более 4000 сотрудников турагентств, отелей и авиакомпаний из России и СНГ, представители региональных администраций и туристических офисов других стран. В Греции была создана платформа «Греция из дома» для профессионалов в сфере туризма, предназначенная для обучения цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и вебинаров. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий.

Новые решения в новых условиях

Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этому году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центр инноваций.

«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут быстро адаптироваться и должны лучше подготовиться к будущему. Городской туризм – одна из главных тенденций XXI в.», – подчеркивается в исследовании.

Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Мостуризм в период весенней самоизоляции – с марта по май 2020 г. – запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий. Например, в онлайн перешел образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий». А для поиска новых решений в туризме работает Moscow Travel Hub – площадка, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями. Два его проекта – акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хакатон Moscow Travel Hack (подробнее см. Чем полезны хакатоны)

«Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос. Кто окажется привлекательнее остальных, когда ситуация полностью нормализуется? Тот, у кого будут выгодные предложения и лучшая инфраструктура, в том числе цифровая. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта. Их требования возросли. Чтобы быть конкурентными, нам надо адаптироваться. Важно развивать и поддерживать технологичные проекты в туротрасли», – говорит заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.

Быть диджитал

Цифровизация туристического сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как Skyscanner, Booking.com, Airbnb, дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало вместо пакетных туров индивидуальные.

Еще в марте 2019 г. исследовательская компания Market Research Future прогнозировала, что темпы роста мирового рынка онлайн-туризма (интернет-сервисов планирования поездок для самостоятельных путешественников) в ближайшие четыре года будут составлять свыше 13% в год. А мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд в 2017 г. до $1134,55 млрд к 2023 г.

$1,5 трлн

таков был объем мировой туристической отрасли в 2019 г., по данным UNWTO. Еще в марте 2020 г. организация предрекала, что отрасль потеряет треть дохода, но в сентябре пересмотрела прогноз

Однако в реальности в период постковидного восстановления цифры могут быть выше. По данным медиаплатформы HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10–15 лет.

В тематическом исследовании Агентства инноваций г. Москвы отмечается, что будет расти спрос на онлайн-платформы, позволяющие создать бесшовный опыт организации путешествий, например, с помощью интеграции бронирования не только билетов и проживания, но и досуга непосредственно в месте отдыха (покупка билетов в музеи, заказ такси или аренда автомобиля, доставка еды и т. д.).

Пример такого продукта – сервис RUSSPASS, который дает возможность пользователю сформировать индивидуальный маршрут путешествия по всей России: купить билеты на самолет, поезд, различные экскурсии, в музеи и театры, узнать об интересных местах и полезных услугах в режиме «одного окна» (подробнее об этом см. Как проект RUSSPASS должен помочь путешественникам и отрасли).

/Mos.ru

Другое направление цифровизации туризма, получившее особую популярность именно во время карантинных ограничений, – виртуальные экскурсии по городам и музеям мира. Не вставая с дивана, можно обойти Лувр, послушать Венскую оперу, изучить видеогалерею NASA. Возможность путешествовать онлайн помогает людям открывать для себя мир, видеть места, где они еще не бывали, получать знания, знакомиться с жителями самых разных стран, даже просто находясь дома, говорит председатель комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.

В Москве благодаря запущенной Мостуризмом в марте 2020 г. медиаплатформе #Москвастобой (москвастобой.рф) человек из любой точки мира может бесплатно посмотреть виртуальные экскурсии по расположенным в Москве ведущим федеральным, городским, частным музеям, московским паркам, включая Парк Горького, ВДНХ и «Зарядье», и другим культурным площадкам столицы и районным достопримечательностям, послушать познавательные лекции, принять участие в мастер-классах и др.

Проекты, подобные медиаплатформе #Москвастобой, помогают создавать привлекательный образ города и тем самым формировать отложенный спрос на путешествия. Если человеку уже сейчас понравится, к примеру, парк, музей, театр или городская достопримечательность, велика вероятность того, что он обязательно посетит это место, как только будет возможно, подчеркивает глава Мостуризма.

Международное сотрудничество и кооперация

Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристические продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.

Так, в марте 2020 г. комитет по туризму города Москвы запустил новый онлайн-формат международного взаимодействия – телемосты с зарубежными партнерами. Среди состоявшихся – телемосты с партнерами из Сеула, Пекина и Чунцина, Будапешта, Парижа, Барселоны, Алма-Аты. Встречи в удаленном формате позволяют решать текущие проблемы, обсуждать вопросы развития стратегического партнерства, обмениваться опытом, предлагать новые инициативы для взаимодействия, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Еще один пример – цифровые роуд-шоу между представителями туротрасли Москвы и зарубежных городов-партнеров. Первое мероприятие такого формата прошло в июне для стран Персидского залива. В нем приняли участие 25 представителей туриндустрии из Москвы и более 100 из ОАЭ, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и других стран. Теперь цифровые роуд-шоу станут обычной практикой наравне с традиционными форматами бизнес-миссий, констатирует Бойкова.

Несмотря на мощное падение отрасли, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, констатируют эксперты WTTC в актуальном прогнозе. Они отмечают, что ускорение цифровой повестки дня является одним из положительных результатов этого кризиса наряду с развитием новых бизнес-моделей, воплощающих цели устойчивого развития, внедрением экологического туризма, вовлечением в сектор разных социальных слоев населения, а также эволюцией спроса и переосмыслением роли безопасности и здоровья. &