Как открыть Москву по-новому

Проект «Город открытий» помогает увидеть столицу в необычном ракурсе и построить карьеру
PhotoXpress

Молодежь любит открывать для себя новые направления путешествий и меньше, чем люди старшего возраста, зависима от экономических, политических или эпидемиологических проблем, говорится в исследовании «Сила молодежных путешествий» Всемирной туристской организации (UNWTO). Для молодежи в путешествиях главное – учеба, общение и саморазвитие. Она создает будущее не только для себя, но и для тех мест, куда приезжает, отмечают эксперты UNWTO. Разработанный Мостуризмом образовательно-туристический проект «Город открытий» направлен на то, чтобы обратить стремление молодежи к знаниям и общению на пользу городам.

«Город открытий» называет себя исследовательской лабораторией в условиях живого города, основная аудитория проекта – школьники и молодежь из разных регионов РФ. «Это увлекательное путешествие, которое позволяет познакомиться с инновационными отраслями и индустриями, научиться открывать новые ресурсы в себе и находить их в пространстве города», – говорится на сайте проекта.

Как работает «Город открытий»

«Город открытий» представляет школьникам Москву «в фокусе развивающихся индустрий». В их числе энергетика, цифровые технологии и телекоммуникации, транспорт и космос, экология, креативные индустрии, биотехнологии и медицина – всего восемь отраслей, или треков.
Программа начинается еще в школе с серии интерактивных занятий, направленных на развитие так называемых мягких навыков – soft skills (их еще называют навыками XXI в.). Термин зародился в США в середине 70-х гг. в ходе реформы системы профессиональной подготовки американской армии и госслужбы. В отличие от специализированных профессиональных навыков (hard skills) мягкие навыки – это универсальные умения, которые во многом определяют профессиональную успешность и личную эффективность человека независимо от выбранной им сферы деятельности. Полученные школьниками навыки пригодятся им во время поездки в Москву.
В Москве программа состоит из трех частей. Первая – это общая деловая игра, в которой участвуют подростки из разных школ со всей страны. Ее цель – помочь участникам поставить перед собой исследовательские задачи, которые предстоит решить в ходе знакомства с индустриями образовательного маршрута.
Затем в течение пяти дней подростки в сопровождении гидов «Города открытий» проходят по одному из восьми образовательных маршрутов. Они посещают производства, вузы, технопарки и традиционные достопримечательности столицы. Московская программа завершается форсайт-сессией, когда все участники из разных уголков России обсуждают увиденное, конструируют будущее своих городов.
Финальный этап программы дети проходят после возвращения домой. Школьники создают совместный проект, в котором используют знания, полученные в «Городе открытий», для того чтобы спланировать, как превратить родной город в город будущего.

«Образовательный туризм – это туристический эдьютейнтмент (образование через развлечение. – «Ведомости&»). Это новый гибридный формат туристических продуктов, и он привлекателен для всех вовлеченных сторон <...> Можно смело сказать, что «Город открытий» – это проект, не имеющий аналогов в мире», – считает Анна Макарчук, директор московского Центра толерантности, партнера проекта «Город открытий».

Москва сегодня развивается в логике educational city – город как единое образовательное пространство, что дает жителям и гостям новые возможности исследования города, рассказывает Мария Киселева, заместитель генерального директора по региональному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Образование сегодня совершенно точно не замкнуто только в стенах школы. Туристические поездки, путешествия – значимая часть образовательного процесса. Когда школьники и молодежь выходят из привычной среды, они активно получают собственный опыт – через действия формируют и развивают свою палитру знаний, говорит она.

Всем выйти из-за парт

Первый проект «Города открытий» состоялся в январе 2020 г., в нем приняло участие 320 детей в возрасте от 9 до 15 лет.

/«Город открытий»

«Для детей создали все условия, чтобы они смогли получить бесценный опыт и знания и вернуться домой полными эмоций, – говорила председатель московского комитета по туризму Екатерина Проничева. – Мы уже получили массу положительных отзывов и продолжаем их получать в данный момент. Дети присылают нам фотографии, видео, аудиосообщения – для нас это самая большая награда за проделанную работу!»

В январе школьники посетили более 25 площадок-партнеров, а сейчас их в проекте свыше 100, в том числе высокотехнологичные компании, инновационные стартапы, культурные и исторические объекты Москвы, например Третьяковская галерея, Еврейский музей и центр толерантности, стадион «Спартак», парк «Зарядье», центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ и др.

Благодаря «Городу открытий» дети получают возможность приобретать знания и опыт на реальных объектах, а не за партами, пробовать себя в разных сферах, перечисляет преимущества проекта Макарчук.

Это новый формат образовательного туризма, в котором участникам предлагается изучить что-то новое за пределами учебников и традиционных уроков, рассказывает Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям «Coca-Cola HBC Россия», которая сотрудничает с «Городом открытий» по треку «Экология».

Партнеры «Города открытий», в свою очередь, получают возможность предложить новые программы, форматы и новые продукты, рассчитанные на активного исследователя, отмечает Макарчук, в плюсе и школы, которые получают возможность организовать внеурочную работу, интегрировать в образовательный процесс инновационную программу дополнительного образования и повысить квалификацию учителей.

«Нихао, Москва!»

Пандемия нового коронавируса COVID-19 внесла в работу проекта свои коррективы: занятия со школьниками срочно пришлось перевести в онлайн-формат.

Переход на дистанционную учебу помог «Городу открытий» трансформироваться в виртуальное образовательное путешествие в Москву, а детям – в условиях ограничений продолжать получать знания, развивать навыки и компетенции, создавать проектно-исследовательские работы, планировать свое путешествие, говорит Киселева.

Во время пандемии в двух цифровых сменах лагеря «Город открытий» участвовало 1300 детей из 45 российских регионов. С ними работали специально подготовленные гиды-кураторы.

«Сейчас мы работаем над созданием мобильного приложения с возможностью использования технологий виртуальной реальности, геймификации и интерактива. Использование технологии «цифрового следа» позволит повысить вовлеченность участников в проекты «Города открытий» не только во время, но и после поездки», – говорит Киселева о перспективах проекта.

В августе 2020 г. программа «Город открытий» впервые вышла на международный уровень: школьники из Китая приняли участие в проекте «Нихао, Москва!».

/Mos.ru

Потенциал культурно-познавательного туризма в Москве очень большой и позволил спроектировать разнообразные образовательные маршруты с возможностью погрузиться в культурный и исторический контекст, в историю русской культуры и искусства. Каждое интерактивное занятие было посвящено определенной области: о русском изобразительном искусстве рассказывали кураторы архива Музея современного искусства «Гараж», о литературе – преподаватели Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, также в программе были семинары по изучению современного русского языка и этикета, рассказывает Киселева. «Для студентов из Китая мы провели виртуальную экскурсию совместно с нашим партнером по переработке отходов ГК «Экотехнологии». Мы говорили об ответственном потреблении, методах обращения с отходами и принципах раздельного сбора мусора у себя дома», – рассказала «Ведомости&» Архипова из «Coca-Cola HBC Россия».

Не только школьники

«Город открытий» не ограничивается работой только со школьниками. В сентябре на Международном форуме-выставке по туризму «Отдых Leisure 2020» был представлен образовательно-туристический проект «Город открытий» для молодежи 18–35 лет. Он предназначен для молодых людей из регионов, которые интересуются развитием туристической индустрии и направлен на развитие навыков, необходимых для профессионального роста и понимания собственных карьерных перспектив.

Участники проекта тренировались в составлении индивидуальных образовательно-туристических маршрутов, посетили тематические семинары и мастер-классы, помогающие развивать soft skills и профессиональные навыки, посетили партнерские площадки, презентовали собственные проекты на питч-сессии (конкурс коротких презентаций) и получили советы экспертов по развитию собственного бизнеса.

«Город открытий» – это подход, который позволяет решать самые разные задачи. Сейчас мы размышляем о том, что он может быть очень перспективным в достижении целей молодежной политики как один из форматов организации тематических молодежных событий. Итогом станет создание молодежных проектов и инициатив, которые будут решать проблемы, например, гражданско-патриотического воспитания или волонтерской деятельности», – говорит Макарчук. &