Чем столица привлекает российских туристов

Встречные туристические потоки и ставка на индивидуальных путешественников
Андрей Гордеев / Ведомости

Правда такова: люди хотят и любят путешествовать. Пока большинство стран мира закрыто для туристов на замок из-за пандемии нового коронавируса, именно внутренний туризм обеспечивает столь необходимый импульс для поддержки многих туристических направлений. Именно он по-прежнему будет ключевым фактором восстановления отрасли в краткосрочной и среднесрочной перспективе, прогнозирует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Почему внутренний туризм

Внутренний туризм набирает популярность во всем мире, выяснили аналитики Mastercard, изучив анонимные обобщенные данные по платежам.

Туризм был одним из первых секторов, ощутивших сильное влияние пандемии, поскольку меры, принятые для сдерживания вируса, привели к почти полному прекращению туристической деятельности во всем мире, пишет ОЭСР. Пандемия нового коронавируса, вызванные ею закрытия внешних границ большинства стран и локдауны разом приземлили почти половину мирового авиапарка, ссылался ТАСС на данные Boston Consulting Group.

К лету страны постепенно стали снимать ограничения, за этим смягчением начали восстанавливаться внутренние авиаперевозки. Лидером восстановления могла бы стать Европа, пишут аналитики Mastercard, но на деле ими оказались Россия и другие страны БРИКС.

Зачем туристы путешествуют

С середины мая количество туристических поисковых запросов в «Яндексе» стабильно растет, а в июле вообще вернулось на докризисный уровень: в этом месяце пользователи сделали 86 млн запросов (запросы к «Яндексу» в категории «Туризм»), подсчитал поисковик.

«Яндекс» также изучил, какой тип отдыха выбирают жители страны. Согласно его данным, 33% туристов выбирают пляжный отдых – чтобы расслабиться и восстановить силы. Второй по популярности – городской туризм (18%). В такие путешествия, как правило, отправляются с семьей и детьми, желая сменить обстановку и развлечься.

/PhotoXpress

Куда едут туристы

Сегодня, когда сохраняются ограничения на международные поездки, основной туристический поток в Москву формируется из путешественников из регионов России, свидетельствуют данные Мостуризма. Москва – в числе самых популярных городов по количеству запросов «Яндекса». Конечно, пока количество туристов, посещающих город, не вышло на докоронавирусные показатели, однако данные турпотока за девять месяцев 2020 г. показали тренд на восстановление: порядка 50% всех прибытий туристов пришлось на III квартал текущего года. «Сейчас мы работаем именно с внутренним туризмом. В целом можно сделать вывод о том, что современный турист готов платить за впечатления, но стремится минимизировать остальные расходы», – цитирует «Интерфакс» замглавы комитета по туризму города Москвы Татьяну Шаршавицкую.

Восстановление внутреннего городского туризма прогнозируется в 2021 г., но восстановление международного городского туризма займет два года или более, считает ОЭСР.

Кто путешествует в Москву

Мостуризм подсчитал: больше половины внутренних туристов – это люди в возрасте от 25 до 44 лет, которые проводят в столице в среднем восемь дней. Большинство из них приезжает в Москву из центральных регионов страны. Много туристов – из регионов юга России и Поволжья.

По данным исследования «Яндекса», обычно предпочитающие городской отдых туристы путешествуют с семьей и детьми. Туризм как явление претерпевает фундаментальные изменения: он становится более индивидуальным, не групповым, рассказывает Шаршавицкая. Сценарий, когда путешественник приезжает самостоятельно, а не в составе большой группы, продолжает она, привлекательнее для городов: это приносит больше денег и вызывает меньше раздражения у горожан, некоторым из которых не по душе толпы туристов на улицах и в транспорте.

Почему надо сотрудничать с регионами

Изменение потребительских привычек, проникновение технологий во все сферы нашей жизни – все это меняет портрет туриста. Поэтому кроме финансовых мер поддержки нужны новые инструменты продвижения туристических продуктов и услуг. Взаимодействие с регионами – один из таких инструментов.

/Евгений Разумный / Ведомости

В 2020 г. в связи с ограничениями на международное передвижение развитие внутреннего туризма и укрепление межрегиональных связей стали первоочередными задачами для всех субъектов РФ. В Мостуризме подчеркивают, что реализация стратегии встречных турпотоков и создание отвечающих современным запросам межрегиональных туристических предложений дадут возможность туристам путешествовать комфортно и безопасно в новых реалиях.

Что сделала Москва для развития встречных туристических потоков

Межрегиональное сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности Мостуризма – оно позволяет развивать совместную работу по целому ряду направлений. Это взаимодействие между организациями туристической индустрии, обмен опытом по вопросам государственного регулирования отрасли, содействие формированию новых туристических маршрутов, говорит Мария Киселева, заместитель генерального директора по региональному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы».

В 2020 г. до введения ограничительных мер Москва представляла туристический потенциал столицы в рамках дней Москвы, где проходили официальные, деловые и культурные мероприятия, круглые столы по различным направлениям, презентации инвестиционного потенциала регионов. После введения ограничений для коллег из регионов была организована серия воркшопов, вебинаров, телемостов для обсуждения актуальных вопросов состояния отрасли, оперативные меры поддержки и антикризисные решения.

/Евгений Разумный / Ведомости

Один из инструментов для укрепления партнерских отношений в туристической сфере является подписание соглашений с профильными региональными структурами. В числе прочего этот механизм позволяет выстраивать систему взаимодействия по линии цифровых продуктов, таких, например, как интеграция в сервис RUSSPASS.

Мария Трофимова, руководитель Агентства туризма и продвижения Тюменской области:

«Тюменская область вышла на российский рынок туруслуг только три года назад. В последние два года количество туристов, посещающих регион, активно растет. Тем не менее пока 60% путешественников составляют деловые туристы, которые приезжают к нам по служебным целям. Ведь Тюмень – это нефтегазовая столица России.

В этом год мы заключили соглашение с Москвой о взаимном сотрудничестве в сфере туризма. Мы надеемся, что после кампании по продвижению Тюменской области на московскую аудиторию доля деловых туристов снизится до 30% (при том же количестве), а доля обычных туристов вырастет с 40 до 70%. Но мы хотим, чтобы и деловые туристы больше времени проводили в регионе – посещали наши термальные источники, ездили на экскурсии. Еще одно направление, которое мы сейчас активно развиваем, – проведение различных деловых мероприятий: конференций, симпозиумов.

В следующем году вместе с комитетом по туризму города Москвы будем работать над концепцией по привлечению тюменцев в столицу. Тюменская область – стабильный в социально-экономическом плане регион, многие его жители уже бывали в Москве хотя бы раз. Поэтому нужно будет предложить им новые туристические маршруты».

Елена Иванова, директор ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк»:

«Республика Коми относительно недавно вышла на всероссийский рынок туруслуг. Тем не менее в последние три года наблюдается стабильное увеличение турпотока из Москвы в Коми. Положительную тенденцию можно связать с логистикой – от Москвы до Сыктывкара всего 1,5 часа полета в самолете.

Москвичи приезжают к нам за полной перезагрузкой с погружением в новую культуру. Среди регионов Коми занимает выигрышные позиции за счет свежего воздуха, чистого снега зимой, просторных экологически чистых территорий – национальных парков, заповедников, заказников. В их числе – плато Маньпупунер, Национальный парк «Югыд Ва», первая в мире лосеферма в Печоро-Илычском заповеднике, Финно-угорский этнокультурный парк.

Поездка к нам открывает возможность познакомиться с языком коми, национальной кухней и особенностями национальной культуры. Отдых в Коми аналогичен поездке в другую страну, но без визы и загранпаспорта.

В свою очередь, туроператоры и турагентства Республики Коми выстраивают свою работу, ориентируясь на тренды Москвы. Именно в столице мы находим высококлассных экспертов, консультантов для бизнеса, открываем новые технологии продвижения бренда и поиска клиентов, механизмы расширения сферы деятельности, реализуем действующие детские и семейные программы».

Светлана Ухина, заместитель начальника отдела департамента экономического развития Костромской области:

Жители Московского региона любят посещать Костромскую область – на их долю приходится около 45% туристов. Москвичей привлекают исторические памятники и природа региона. При этом цены у нас демократичные. Весной, когда из-за пандемии многих работников перевели на удаленную работу, москвичи активно снимали в Костромской области места в загородных отелях для постоянного проживания.

Мы давно сотрудничаем с комитетом по туризму города Москвы по взаимному привлечению туристов. В этом году начали работать с цифровой платформой RUSSPASS – разместили на ней информацию об интересных туристических маршрутах и гостиницах Костромской области. Таким образом, о наших достопримечательностях сможет узнать большее количество москвичей. Мы, в свою очередь, возим в столицу детские экскурсионные группы – на елки, выставки, концерты. Некоторые такие путевки оплачиваются из бюджета нашего региона.

Сейчас Костромская область занимается восстановлением городского Кремля, который был уничтожен в 1934 г. Его открытие планируется летом следующего года. Мы рассчитываем, что это приведет к увеличению турпотока в регион».