Партнер проекта:
МегаФон

Как технологии помогают самозанятым

Пандемия ускорила цифровизацию малого бизнеса
PhotoXpress

Кирилл Тутарищев из Ростовской области торгует стройматериалами, а также занимается строительными работами и ремонтом. В качестве самозанятого он зарегистрировался весной 2020 г., когда в мире разразилась пандемия нового коронавируса, а страны стали вводить жесткие ограничения, чтобы сдержать темпы распространения инфекции. Тутарищев признает: с началом ограничений спрос на его работы упал, но уже с середины лета стал восстанавливаться. Общаться с клиентами ему помогает IP-телефония. Эксперты отмечают, что пандемия ускорила цифровизацию малого и среднего бизнеса.

Пандемия коронавируса увеличила число самозанятых: для одних это был осознанный выбор, для других – единственный способ остаться на рынке труда, пишут авторы советов для самозанятых, которые в декабре опубликовал Всемирный экономический форум.

Кто такие самозанятые

Деятельность самозанятых очень разнообразна: ими могут быть консультанты, водители, кондитеры, стримеры и блогеры. В мире ими называют тех, кто работает на себя: занимается мелкой торговлей или выполняет работу для компаний либо физических лиц. При этом заказчик контролирует результат, а не сам процесс работы. В России самозанятый – это налоговый статус. Воспользоваться им могут физические лица или индивидуальные предприниматели (сменив налоговый режим). Для этого нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» Федеральной налоговой службы (ФНС) в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Российским самозанятым запрещено иметь наемных работников, заниматься перепродажей или посредническими услугами и зарабатывать больше 2,4 млн руб. в год.

В России повсеместная самозанятость – новелла 2020 г., до этого специальный режим НПД действовал только в четырех регионах. И хотя пандемия ускорила переход на режим самозанятости (по данным сервиса «Яндекс.Касса», в первой половине 2020 г. самозанятых было в 10,5 раза больше, чем год назад), основная причина роста числа зарегистрированных самозанятых в 2020 г. – продолжавшееся весь год постепенное расширение списка регионов, в которых действует режим НПД, говорил «Ведомости&» основатель биржи удаленной работы Freelance.ru Кирилл Аношин.

К середине декабря 2020 г. самозанятыми официально зарегистрировались 1,5 млн человек, с 2019 г. они заработали свыше 220 млрд руб. и заплатили почти 4,5 млрд руб. налогов, подсчитала ФНС. Потенциально ими могут стать около 3 млн человек, оценивал в июле президент Владимир Путин.

Часть из них – временные самозанятые, но большинство заинтересованы в развитии собственного бизнеса, который затем может перерасти в микро- или малое предприятие, говорит Павел Захаров, директор по маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона». Именно на таких самозанятых следует делать ставку компаниям, которые предлагают для них различные решения и сервисы, уверен он.

«Важно, что самозанятые из разных сфер деятельности осмысленно выбрали для себя этот путь, а значит, обладают определенным набором ценностей, характерным для работы в одиночку, прежде всего готовы взять на себя ответственность», – говорит Антон Степаненко, партнер в московском офисе BCG.

Чем могут помочь технологии

В мире число самозанятых росло два десятилетия подряд, для многих стран они основа экономики. В 2019 г. каждый седьмой в развитых странах был самозанятым, по данным Организации экономического сотрудничества и развития. Однако они оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии: 58% в августе получили «меньше заказов, чем обычно», а около 20% заявили, что готовы предпочесть свободе стабильную зарплату, показало исследование «COVID-19 и самозанятые: шесть месяцев кризиса», которое проводил в сентябре Центр экономических показателей Лондонской фондовой биржи.

Впрочем, есть и те, у кого работы только прибавилось. Самозанятые, которые находят работу через приложения, например водители, нанятые частным сектором, относятся к числу наименее пострадавших, говорится в исследовании. «Для работающих в условиях гиганомики (фрилансеры, полагающиеся при поиске заказов на различные онлайн-платформы и сервисы. – «Ведомости&») экономические перспективы более радужные», – комментировал Джек Бланделл, соавтор работы и научный сотрудник центра.

Цифровые технологии могут многое: они помогают найти работу, привлечь новых клиентов и оптимизировать бизнес-процессы.

/PhotoXpress

Пандемия ускорила процесс глобальной цифровизации: если раньше цифровые решения внедряли в основном крупные компании, в 2020 г. тренд на цифровизацию коснулся самозанятых, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, рассказывает Захаров.

Пандемия коронавируса оказала на малые и средние предприятия (МСП) огромное давление, требуя от них эффективного реагирования на кризис, говорится в исследовании ученых Центра изучения малого и среднего бизнеса Ренминского университета (Пекин, Китай), а цифровизация позволила МСП эффективно реагировать на кризис.

«Мы видим, что микробизнес становится активным заказчиком цифровых решений, поэтому при разработке и обновлении продуктов ориентируемся на потребности всех типов аудитории», – говорит Захаров. В их числе Захаров называет решения «Виртуальная АТС» для автоматизированной обработки вызовов, IP-телефонию «МультиФон Бизнес», платформы для вебинаров и видеоконференций, а также решение для таргетной sms-рассылки «МегаФон Таргет». Так, подключить услугу виртуальной АТС можно на сайте оператора без заключения корпоративного договора, это позволяет не ходить в офис и не менять номер, рассказывает Захаров.

Тутарищев из Ростовской области, который кроме выполнения строительных работ также продает строительные материалы, – пользователь услуги «МультиФон Бизнес». «В день бывает от 20 до 100 звонков от клиентов и партнеров, так что работа кипит», – признается он. В его планах – дополнительно стимулировать продажи с помощью sms-рассылок и рекламного продвижения в интернете.

«Задача по увеличению потока клиентов для меня на этом этапе ключевая, это 50% успеха. Особенно если работаешь в небольшом городе, где всего чуть более 15 000 жителей», – рассказывает индивидуальный предприниматель Юрий Царев из небольшого города Калининска Саратовской области. В августе этого года он купил магазин бытовой техники и электроники, работающий по франшизе. Чтобы увеличить продажи, он подключил сервис таргетированной рекламы «МегаФон Таргет» (определяет релевантную аудиторию по 13 параметрам), с помощью которого рассылает горожанам sms-сообщения о скидках и конкурсах магазина, и развивает группы своего магазина в социальных сетях. Продажи магазина уже выросли в 3 раза, говорит Царев, не называя цифр. В его планах на ближайший год – открыть еще как минимум два магазина.

Самозанятые выходят из тени

Число самозанятых в России будет расти, уверен Степаненко. Этому будут способствовать активная государственная политика по обелению теневой занятости, развитие корпоративной культуры и систем, направленных на рекрутинг фрилансеров.

В России число самозанятых растет в основном за счет выхода из тени профессионалов, которые раньше вообще не платили налоги, – репетиторов, мастеров по ремонту, организаторов мероприятий и проч., считает Елена Лазько, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга KPMG в России и СНГ. ФНС умеет следить за работающими все лучше, говорит Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ».

Преимущества самозанятости:

– низкий налог на доходы (4% при работе с физлицами и 6% при работе с организациями);
– не нужно подавать декларацию о доходах (учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении «Мой налог»);
– легкость регистрации в качестве самозанятого (через мобильное приложение «Мой налог»);
– не нужно иметь кассовую технику, чек можно сформировать в мобильном приложении «Мой налог»;
– отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование;
– есть право на налоговый вычет (10 000 руб.);
– налог начисляется автоматически в приложении «Мой налог», уплата – не позднее 25-го числа следующего месяца;
– возможность совмещения с работой по трудовому договору (самозанятость рассматривается как подработка);
– возможность для самозанятых оформить ипотеку.

Процесс перехода к альтернативным формам занятости начался давно, говорит Александра Козлова, старший консультант группы по управлению персоналом и организационными изменениями департамента консалтинга Deloitte. «За рубежом есть четкая тенденция к «совместительству», когда работник может частично работать на основного работодателя, а частично – на другую организацию или на себя. В России это вопрос времени», – считает она. Большинство фрилансеров имеют постоянную работу, а фрилансом подрабатывают, говорит Степаненко.

«Один из больших драйверов для роста самозанятости – компании, которые работают с физлицами. Раньше бизнес работал с такими работниками, например, по договорам гражданско-правового характера, но самозанятость удобнее для всех сторон», – считает Денис Кутергин, сооснователь Youdo.

На рост числа самозанятых будет влиять и цифровизация, говорит Степаненко. У самозанятых, по словам Кутергина, существует потребность в маркетинговых инструментах, так как они всегда будут заинтересованы в привлечении и поиске новых клиентов.