Как заработать на акциях и облигациях в 2021 г.

Факторы, которые нужно учесть инвестору
Пресс-служба УК «Сбер Управление Активами»

Ренат Малин, директор по инвестициям УК «Сбер Управление Активами»

/Пресс-служба УК «Сбер Управление Активами»

Следующий год пройдет под знаком восстановления экономик, и поэтому он должен стать более благоприятным, чем нынешний, особенно для относительно недорогих развивающихся рынков. То же самое касается их валют, пострадавших в этом году. Низкие процентные ставки в экономике, дополнительные бюджетные стимулы в развитых странах – субсидии, налоговые льготы, денежные вливания и проч. – смещают акценты инвесторов от дорогих акций в сторону недооцененных. В свою очередь, долговые рынки имеют ограниченный потенциал роста и могут принести инвесторам меньшую прибыль. Но при разумной диверсификации вложений и грамотном выборе на рынках евробондов также можно найти интересные идеи. На развивающихся рынках можно собрать 3–4-летний портфель интересных эмитентов в корпоративных облигациях, например, из эмитентов из Латинской Америки или Азии, где доходность еврооблигаций колеблется на уровне 3–4% в долларах.

2020 год кардинально изменил привычки людей. Эпидемия коронавируса и вызванные ею локдауны в большинстве стран мира усилили переход к цифровой экономике. Акции технологических компаний били рекорды, показывая уверенный рост даже в период общего экономического спада. В 2021 г. эта тенденция может ослабнуть, дав возможность восстановиться более традиционным секторам. Но привычки людей, сформированные в этом году и повлиявшие на рост онлайн-продаж, а также удаленный формат работы не исчезнут навсегда и продолжат менять инвестиционный ландшафт: в долгосрочной перспективе в приоритете у инвесторов будут акции не традиционных компаний, а технологических.

Рынок акций (больше) и рынок облигаций (меньше) зависят от темпов возвращения мировой экономики к нормальному функционированию и дополнительных мер поддержки со стороны государства. Возросшие дефициты бюджетов, потребность в рыночных заимствованиях при высоких уровнях долга в большинстве стран будут сдерживать дальнейшее снижение доходностей по внутреннему долгу, в частности, в США. Пока сложно сказать, будет ли введен в США механизм контроля кривой по японскому варианту (таргетирование уровня доходности на долговом рынке за счет прямого выкупа или продажи с рынка гособлигаций), но программа нового президента США Джо Байдена потребует значительного увеличения дефицита бюджета страны и, значит, наращивания госдолга. А это, в свою очередь, может оказать давление на ставки, поскольку кривая UST (US treasuries, государственные облигации США) является основной для формирования ставок долгового рынка в долларах.

Еще один фактор, который будет влиять на финансовые рынки в 2021 г., – это производственный гэп (разница между фактическим и потенциальным объемом производства. – «Ведомости&»), возникший из-за резкого сокращения потребительского спроса в период пандемии. Мы не ждем развития инфляционных трендов, но видим предпосылки к единовременному всплеску потребительской активности в мире. Это также увеличит волатильность длинных ставок на рынке UST.

Все эти тенденции могут отразиться и на рынке рублевых облигаций: Минфин продолжит занимать за счет выпуска облигаций федерального займа. Сумма заимствований несколько снизится по сравнению с 2020 г., что также окажет сдерживающее влияние на доходность ценных бумаг. Кроме того, Минфин, с нашей точки зрения, может сместить акцент на облигации с постоянным купоном для обеспечения большей стабильности в обслуживании внутреннего долга.

Золото в новом году уже не будет показывать такого роста, как в нынешнем, его потенциал весьма ограничен. Это объясняется просто: золото – это инструмент хеджирования рисков в период кризисов, с восстановлением экономик оно теряет спрос.

Вместе с тем низкие ставки и бюджетные стимулы толкают инвесторов искать альтернативные источники вложения средств – например, криптовалюты. Рекордно низкие ставки по ипотеке могут привести к дальнейшему росту рынка недвижимости, но его потенциал невысок из-за низкого роста реальных доходов населения.

В пандемиию крупные инвесторы, как ни странно, стали менее осторожны, кроме того, увеличилось число непрофессиональных инвесторов. Все они понимали, что правительства и центробанки вводят все новые меры поддержки, чтобы избежать кризиса в мировой финансовой системе. Но такое поведение может представлять риск в дальнейшем: непрофессиональные инвесторы больше, чем профессиональные, подвержены панике в случае локальных кризисов. Это может привести к более значительной коррекции на рынке.

Евгений Линчик, старший управляющий директор УК «Сбер Управление Активами»

Все негативные события 2020 г. так или иначе связаны с новым коронавирусом COVID-19: это и его быстрое распространение по планете, и сильная вторая волна. Новый вирус сравнивали с другими эпидемиями, но он превзошел все ожидания: никто и предположить не мог, что он окажется таким масштабным, а для изобретения вакцины потребуется так много времени.

Однако благодаря быстрой реакции монетарных властей США и Европы финансовые рынки падали, но довольно быстро восстанавливались. В результате финансовый сектор понес меньшие потери, чем ожидалось: если в Америке банковский сектор совсем не пострадал, то в Европе и России – пострадал незначительно. Восстановление экономики идет очень быстро, несмотря на то что во многих странах карантин продолжается.

В 2021 г. мы делаем ставку на IT-сектор, компании потребительского и нефтегазового секторов.

IT-сектор очень интересен. В условиях локдауна он смог стремительно перестроиться и «выбросил» на рынок сервисы, которые помогли людям и бизнесу существовать и развиваться дистанционно. Пример – компания Zoom. До пандемии это была небольшая компания, о которой мало кто слышал, а сейчас мы не знаем, как без нее жить. Люди оказались заперты дома, это повысило спрос на онлайн-кинотеатры. В связи с этим я ожидаю рост интереса к сегменту виртуальной реальности (VR-технологий).

Онлайн-ритейлеры в период пандемии моментально усилили свои возможности и практически ничего не потеряли.

В нефтяной отрасли после падения, связанного с мартовским разрывом сделки ОПЕК и России по ограничению добычи нефти и пандемией, происходит отскок. Новый президент США Джо Байден объявил о больших инвестициях [в программы развития, создание рабочих мест и борьбу с последствиями коронавируса], что приведет к росту дефицита бюджета и, как следствие, удорожанию сырьевых активов (ожидается, что меры Байдена будут способствовать восстановлению экономики и, как следствие, спроса на энергоносители. – «Ведомости&»). Восстановление экономики также будет стимулировать спрос на никель, медь и другие промышленные металлы.

Мы ожидаем, что в 2021 г. интерес к акциям со стороны инвесторов будет возрастать. В пандемию крупные институциональные инвесторы старались сократить риски там, где это возможно. Но на облигациях заработать сейчас довольно непросто из-за снижения доходностей. И в ближайшее время изменения ситуации ждать не приходится, ведь правительствам нужно восстанавливать мировую экономику: на фоне смягчения кредитно-денежной политики в развитых странах и снижения ключевых ставок будет падать и доходность гособлигаций.

Рынки же имеют свойство идти впереди восстановления экономики, т. е. расти заранее. Поэтому в следующем году мы ожидаем небольшой рост доходностей по портфелям акций – до 10% по России и до 5% в целом по миру.

Однако до сих пор никому не удалось предугадать, когда закончится пандемия. Сейчас мы находимся в кульминации второй волны, и нужно иметь в виду – все может измениться в любой момент, так что небольшой риск есть всегда. Те секторы, которые выросли в ожидании окончания пандемии, могут упасть, поэтому сейчас крайне важно тщательно выбирать объект для инвестиций, а лучше предпочесть конкретным компаниям другие инструменты. Например, ETF (exchange-traded funds, биржевые инвестиционные фонды, которые включают в себя акции нескольких десятков компаний для хеджирования рисков) или ПИФы на отрасли либо на индексы.

Есть небольшие неопределенности, касающиеся курса Байдена. Мы увидим меньше волатильности, чем при Трампе, но некоторые аспекты политики кардинально поменяются. Мы полагаем, что отношения с Европой и Китаем станут более дружелюбными. На отношения США с Россией у нас нейтрально-позитивный взгляд. Иностранные инвесторы уже привыкли к негативу в сторону России и с этим живут, поэтому любой позитив в той или иной мере может очень положительно сказаться на российском рынке.

Среди альтернативных инвестиций стоит упомянуть криптовалюту, которая стала популярна в последние годы, и, похоже, спрос на нее будет и дальше. На мой взгляд, будут пользоваться спросом хедж-фонды и другие альтернативные инструменты с возможностью хеджироваться. Невзирая на пандемию, денег на мировом финансовом рынке много. Но любой намек на то, что в США будет достаточно сильная инфляция, может привести к поднятию ставок и падению рынка. Поэтому мы можем увидеть спрос на стратегии [со стороны хедж-фондов], которые показывают доходность до 10% годовых, но при этом включают защиту от падения рынков на случай, если что-то пошло не так.