Кейс: Зачем компаниям обучать студентов вместе с вузами

И как это поможет справиться с дефицитом кадров
Мордовский государственный университет

Сотрудничество бизнеса и системы образования – общероссийский тренд. Это позволяет компаниям получить подготовленные кадры, избежать ненужных трат на переподготовку выпускников вузов, а регионам – удержать молодых специалистов. Как Мордовский государственный университет (МГУ им. Н. П. Огарева) сотрудничает с компаниями? 

Предприятия без кадров

Отсутствие опыта – основная сложность трудоустройства для 68% опрошенных портала Superjob. Его эксперты летом 2020 г. опросили 350 выпускников вузов 2017–2019 гг. по всей России. Еще 15% опрошенных отметили малое количество подходящих по специальности вакансий. Росстат подсчитал, что уровень безработицы среди выпускников вузов в 2019 г. составил почти 13%, превысив ее общий уровень более чем в 2 раза. Многие вчерашние школьники стали отказываться от высшего образования. В январе 2020 г. заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк на одном из заседаний обратил внимание чиновников, что 60% выпускников 9-х классов выбирают обучение в колледжах и техникумах, а не вуз.

Исправить ситуацию могут совместные с бизнесом кафедры, где компании участвуют в обучении студентов, которые будут ими же и востребованы. Сама идея создания базовых кафедр в нашей стране не нова. Например, медицинские кафедры на базе больниц открывались еще в 70-е гг. Работа с институтами по разным направлениям более активно началась в 2013 г., когда Министерство образования и науки РФ выпустило регламентирующие документы по организации таких кафедр на площадках предприятий.

«Для студентов это возможность получения опыта работы на высокотехнологичном оборудовании, для предприятия – возможность подготовить востребованные кадры без последующего их переучивания, а для региона – квалифицированные молодые специалисты», – объясняет проректор МГУ им. Огарева Алина Маслова. 

«Предприятия республики динамично развиваются, модернизируют производственные участки, создают новые рабочие места, поэтому потребность в высококвалифицированных специалистах увеличивается ежегодно», – отмечает представитель министерства промышленности, науки и новых технологий республики. По данным министерства, студенты МГУ им. Огарева стабильно востребованы у работодателей: в регионе остаются 75% выпускников, 86% из них трудоустраиваются по специальности. Ведомство согласно: помогает этому интеграция бизнеса в образовательный процесс.

В МГУ им. Огарева сейчас 20 базовых кафедр, которые в год выпускают более трети всех студентов университета – 1100 человек, рассказывает Маслова. Если раньше преобладали медицинские специальности, то сейчас более половины выпускников базовых кафедр университета – инженеры и представители творческих профессий. Свои кафедры в вузе есть, например, у фармацевтического завода «Биохимик», производителя электрооборудования «Электровыпрямитель», Саранского телевизионного завода, «Рузхиммаша», Технопарка Республики Мордовии, филиала ВГТРК «Мордовия», Государственного музыкального театра. Компании дают площадки для практики, оборудование, преподавателей-практиков, а также присутствуют в экзаменационных комиссиях. 

Готовить по своему стандарту

Образцом взаимодействия вуз называет созданную в 2018 г. при содействии фармацевтической компании «Промомед» кафедру химии и технологии физиологически активных веществ в Институте физики и химии. Маслова отмечает, что фармацевтическое предприятие взяло на себя не только обучение, но и финансирование дополнительных программ, стипендий, поддержало открытие магистратуры. Сейчас вуз обучает на кафедре 54 студента, первый выпуск состоится в 2022 г. – 16 обучающихся. 

День открытых дверей /Институт физики и химии МГУ им. Н.П. Огарёва

Идея организации кафедры связана с дефицитом инженеров-химиков и химиков-технологов, рассказывает исполнительный директор саранского «Биохимика» (производственная площадка компании «Промомед») Дмитрий Земсков. Заводу нужно не менее 20 новых специалистов в год, всего на предприятии работает более 1100 сотрудников. 

«В первые наборы завод оплачивал обучение по профильным специальностям, но в последние годы на кафедре появились бюджетные места, что говорит о поддержке и понимании проблем производителей со стороны государства», – указывает Земсков.

У компании «Промомед» также есть программа на кафедре профессиональной переподготовки: все 10 человек первого выпуска трудоустроены на «Биохимике», говорит Земсков. Есть и квоты для обучения на других кафедрах. Кроме того, «Биохимик» заключает целевые договоры с лучшими студентами на продолжение их трудовой деятельности на заводе. Земсков отмечает, что предприятие заботится о последипломном образовании выпускников, отправляя их в том числе на практику за рубеж. «У нас налажен карьерный лифт, и наши выпускники, которые проявляют себя, имеют шанс продвигаться достаточно быстро», – рассказывает он.

Ради высоких технологий и для души

Проблем с трудоустройством нет и на других базовых кафедрах. Альберт Ашрятов, заведующий кафедрой источников света Института электроники и светотехники в МГУ им. Огарева, созданной в партнерстве с технопарком, рассказывает, что ежегодно кафедра готовит 20 человек. По его словам, познакомиться с ними, прочитать лекции и предложить работу приходят не только из технопарка, но и с других светотехнических производств, например с «Лисмы» или «Рефлакс-С». Директор Центра проектирования инноваций Технопарка Республики Мордовии, профессор Владимир Беляев подтверждает, что создание таких кафедр – очень эффективный инструмент для наукоемких направлений. До 2020 г. у центра также была кафедра на факультете математики и информационных технологий. Сейчас все ключевые сотрудники центра – ее выпускники, подчеркнул Беляев.

Такая интеграция естественна для получения высококвалифицированных кадров, считает Денис Пьянзин, заведующий кафедрой радиотехники Института физики и химии МГУ им. Огарева, созданной совместно с Саранским телевизионным заводом. «Работодатель участвует в формировании программ обучения, привлекает студентов для прохождения производственной практики, вовлекая их в работу над текущими и перспективными проектами», – отметил Пьянзин. Ежегодно на кафедре выполняется 5–6 «живых» проектов для Саранского телевизионного завода. Завод подписал 11 целевых договоров на обучение студентов, обязывающих выпускников три года отработать на предприятии. В университете надеются увеличить количество базовых кафедр в партнерстве с высокотехнологичными предприятиями, а также подготовку студентов-целевиков, рассказывает Маслова. МГУ им. Огарева также присоединился к общероссийской программе «Стартап как диплом» (когда студент вместо написания диплома защищает стартап. – «Ведомости&»).

Базовые кафедры помогают решению и культурных проблем в регионе. По словам заведующего кафедрой искусства и народной художественной культуры, открытой на базе музыкального театра, Юрия Кондратенко, вузы столицы регионам ничего не дают. «За 20 лет никто не приехал работать из столицы, а у нас пять театров. Поэтому только мы сами можем воспитать актеров», – поясняет Кондратенко. Его студенты начинают работать в театрах уже со 2–4-го курса, а все их преподаватели – практикующие актеры. Недавно за помощью обучить труппу на кафедру обратился Русский драматический театр.

/МГУ имени Н. П. Огарёва

Всего по итогам приемной кампании 2021–2022 учебного года местное министерство промышленности, науки и новых технологий подписало более 30 целевых договоров на обучение в регионе и за его пределами. «Эти студенты после завершения обучения вернутся на работу на предприятия республики», – отмечает пресс-служба минпрома республики.

Еще одно решение

Впрочем, и базовые кафедры – не всегда панацея. «Многие кафедры существуют только на бумаге, ради репутации и привлечения абитуриентов, но в реальности практики не ведут», – говорит управляющий партнер консалтингового агентства в области образования «Инсайтер», доцент НИУ ВШЭ Маргарита Зобнина. По ее словам, московские вузы начали проводить аудит базовых кафедр, чтобы в результате договориться о более активных партнерствах. Например, в этом году ВШЭ и McKinsey, имеющие совместную кафедру с 2011 г., подписали новый меморандум о сотрудничестве, который предусматривает проектные и научно-исследовательские работы, реализацию магистерской программы, а также учебные практики в компании. Анастасия Сутормина, заместитель заведующего кафедрой РВК в МФТИ, считает, что кафедры должны помогать выпускникам не просто набираться опыта, но и войти в бизнес-сообщество, приобрести нужные контакты для будущей карьеры. Базовая кафедра с РВК направлена на обеспечение кадрами всего венчурного рынка, только треть студентов нацелены на саму компанию и ее потребности. С 2014 г. РВК с МФТИ выпустили 145 студентов, из которых 46% работают в технологических компаниях, 26% – в банках и фондах, а 12% создали собственные стартапы.

Создание базовых кафедр – не единственный путь, который выбирают компании. «Такие кафедры – не дешевый проект для компаний, который включает организацию стажировок и практик, обеспечение потока студентов, активное участие в процессе обучения. Часть сотрудников отрываются от основной работы и занимаются студентами», – поясняет независимый эксперт-методолог в бизнес-образовании, ведущий эксперт премии правительства РФ в области качества Ольга Тимашпольская. По ее мнению, удобнее и эффективнее создавать корпоративные университеты внутри компаний, в которых проходят обучение потенциальные и действующие сотрудники. В этом случае задействуется ограниченное число сотрудников, приглашаются преподаватели вузов и бизнес-практики, более качественно выстраиваются системы адаптации, уверена Тимашпольская. Корпоративные университеты открыли Сбербанк, «Газпром нефть», «Ростелеком», «Ростех» и др.

/СберУниверситет

Корпоративные университеты могут позволить себе крупные компании, у которых большой поток сотрудников, говорит Зобнина. В случае когда нужно 10–20 специалистов в год, оптимальную синергию для предприятия дает именно кафедра. К тому же, продолжает Зобнина, у них разные задачи: корпоративный университет нацелен на развитие существующих сотрудников, а базовая кафедра занимается подготовкой и привлечением будущих сотрудников, а также исследованиями для компаний.

Доцент кафедры управления инновациями ГУУ Виктория Дегтярева считает, что такие проекты нельзя сравнивать. «Действительно, есть тренд на корпоративные университеты, однако вуз – сложившаяся научная школа, дающая качественное образование», – отмечает Дегтярева. По ее словам, обучение студентов на базовых кафедрах обеспечивает не одну компанию, а весь рынок практикоориентированными «условно бесплатными» кадрами. Сейчас в ГУУ четыре базовые кафедры, а также планируется новое партнерство с Mail.ru. Университет уделяет особое внимание проектному обучению: все кафедры ищут «живые» исследования для студентов у компаний, которые могут лечь потом в основу диплома или даже стартапа.