Почему большим городам нужен разнообразный транспорт

От самоката до беспилотного такси
ГТЛК

Чем крупнее становятся города, тем сильнее они нуждаются в транспортных системах нового типа – разнообразных и безопасных как для пассажиров, так и для окружающей среды. Россия пока в начале пути к идеальному городскому транспорту будущего.

Мобильность как услуга

«У современного горожанина формируется все больший запрос на мобильность. Предпочтения людей меняются – никто не хочет сидеть на одном месте. Мобильность – это великая ценность современного человека, и горожанину необходимы разные виды транспорта», – рассказывал в интервью для mos.ru ректор Российского университета транспорта Александр Климов.

В условиях продолжающегося роста населения, урбанизации и экологических проблем мегаполисам нужны новые системы мобильности – более удобные, безопасные, экономически выгодные и оказывающие меньшее влияние на здоровье и окружающую среду, добавляют авторы исследования KPMG «Мобильность 2030».

Трансформацию мобильности формируют три революционные технологические тенденции: электрификация транспортных средств, появление беспилотников, а также развитие концепции «мобильность как услуга», отмечают в KPMG. Речь идет как о сервисах «перевозка по заказу», так и о разных видах каршеринга, проката велосипедов и самокатов.

В результате, по мнению авторов исследования KPMG, вместо классической транспортной системы, ориентированной на использование во время поездки одного типа транспорта – общественного или частного, появится целая экосистема, внутри которой пользователи смогут при необходимости с легкостью и удобством менять виды транспорта с общественного на частный либо на транспорт по требованию, считают в KPMG.

На электричестве и без водителя

Города, занимающие лидирующие позиции в рейтингах качества транспортных систем McKinsey, в том числе в рейтинге физической доступности транспорта, – Лондон, Мадрид, Париж, Пекин, Москва – предоставляют горожанам большую свободу в выборе транспортных средств. В них хорошо развиты крупные железнодорожные узлы, улично-дорожная сеть, велодорожки и пешеходная инфраструктура. 

«На общественный транспорт приходится существенная доля выбросов вредных веществ в атмосферу, поэтому мы ожидаем активного перехода всех видов транспорта на газовое топливо, затем на электричество, а потом, возможно, и на водород. Мы видим перспективы развития общественного транспорта на альтернативных источниках энергии и готовы включаться в соответствующие госпрограммы и поставлять такую технику в лизинг», – пишет в колонке для «Ведомости&» гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих (подробнее см. колонку Дитриха).

Сейчас ГТЛК занимается поставкой в регионы автобусов на газомоторном топливе, троллейбусов и трамваев по схеме льготного лизинга в рамках госпрограммы «Безопасные качественные дороги».

Массовый переход на электрический транспорт позволит улучшить экологическую обстановку в городах, уверен Климов. В Москве к октябрю уже ездило 800 электробусов, а в дальнейшем вслед за общественным транспортом можно переводить на электротягу такси и каршеринг, считает он.

Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу за пять лет сделать городской транспорт преимущественно электрическим, рассказывал в сентябре журналистам руководитель городского департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словам, с учетом метро и электричек уже сейчас 70% городского транспорта ездит на электричестве, задача – довести эту долю до 90%.

Самые перспективные виды электротранспорта – рельсовые: они комфортны, не стоят в пробках, перемещаются на большие расстояния, в том числе связывают центр города с областью, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

Транспортные системы будущего станут беспилотными, считает Климов. Чтобы перевозить больше пассажиров и грузов, необходимо максимально сокращать интервалы движения поездов, автомобилей, судов, а чем короче интервалы движения, тем больше оснований передать управление цифровой системе, объясняет он.

В Москве уже начался эксперимент: компания «Яндекс» 8 сентября 2021 г. объявила в своем официальном блоге, что начинает прием заявок на тестирование беспилотного такси в московском районе Ясенево. Участники эксперимента смогут вызвать беспилотную машину так же, как и обычную, – через приложение «Яндекс Go».

Безопасность во всем

Улучшая работу транспортной системы, городские власти должны в первую очередь думать об обеспечении безопасности пассажиров и снижении воздействия транспорта на окружающую среду, пришли к выводу эксперты McKinsey.

В двух опросах компании – 2018 и 2021 гг. – респонденты назвали безопасность своим основным приоритетом. «Для специалистов по городскому планированию и муниципальных администраций это четкий сигнал, что нужно постоянно работать как над снижением числа происшествий и несчастных случаев, так и над сокращением выбросов вредных веществ в атмосферу», – указывают эксперты McKinsey.

«Поставляемый ГТЛК общественный транспорт в основном работает либо на газомоторном топливе, либо на электрической тяге и оснащен устройствами контроля усталости водителя – системой «Антисон», что повышает безопасность перевозок», – говорит Дитрих.

В пандемию к списку требований у пассажиров добавилась еще и эпидемиологическая безопасность. Именно из-за опасений заразиться COVID-19 в общественных местах горожане стали пересаживаться с городского транспорта на личные автомобили: опрос McKinsey показал, что если до 2020 г. 65% владельцев автомобилей использовали их для ежедневных поездок по городу, то в период пандемии их доля выросла до 75%. И даже активные пользователи общественного транспорта стали признаваться, что чаще выбирают автомобиль: раньше они так поступали только в 20% случаев, а после распространения COVID-19 – уже в 35%.

Если такие тенденции сохранятся, это может ухудшить ситуацию с загруженностью дорог, загрязнением окружающей среды и количеством ДТП, поэтому операторам общественного транспорта и городским властям необходимо подумать над тем, как восстановить доверие населения к муниципальному транспорту и снизить зависимость от личных автомобилей, отметили в McKinsey. Если пассажир видит, что принимаются меры по обеспечению эпидемиологической безопасности, это значительно снижает в его глазах риск поездки на городском транспорте.

Спросите у пассажира

Некоторые города, например Москва, регулярно проводят опросы пассажиров о том, каким они бы хотели видеть новое транспортное средство, рассказывал в интервью «Ведомости&» гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа. «Для этого поезд выставляют на всеобщее обозрение и спрашивают у пассажиров, например, как бы они хотели его назвать или каким видят его интерьер. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и ОАО «Российские железные дороги» очень серьезно к этому относятся», – объяснял он. К примеру, при заказе столичным департаментом транспорта трамваев нового поколения «Витязь-Москва» были учтены пожелания пассажиров об увеличении количества посадочных мест в салоне, расширении проходов и установке розеток для мобильных устройств. Сейчас на столичных маршрутах работает 400 таких трамваев (более 50% парка). До конца года парк пополнится еще 55 трамваями «Витязь-Москва». Мэрия Москвы обещает, что к концу 2023 г. в столице будут работать только современные трамваи. &