Зачем рынку пищевых добавок маркировка

И как перенос сроков обязательной маркировки поможет производителям
PhotoXpress

В России почти год идет эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище. Обязательной она должна была стать с 1 октября 2022 г., однако индустрия обратилась в правительство с просьбой об отсрочке. В нынешних сложных экономических условиях перенос сроков обязательной маркировки поможет поддержать бизнес производителей добавок.

Контрафакт не пройдет

«Важно поддержать рост деловой активности в отечественной легкой промышленности, стимулировать появление новых успешных производств. И конечно, необходимо решать системные вопросы, которые сдерживают эффективное развитие отрасли. Многие из них, к сожалению, носят хронический характер, прежде всего речь идет о борьбе с контрафактом и контрабандой, которые не только подрывают конкуренцию на внутреннем рынке, но и несут явную угрозу здоровью наших граждан», – говорил президент России Владимир Путин в августе 2017 г., выступая на совещании по развитию легкой промышленности.

Активный курс на борьбу с контрафактом страна взяла в 2013 г. Тогда доля незаконно произведенного и ввезенного на таможенную территорию России товара составляла 39% от розничных продаж, или около 1,1 трлн руб., говорил Путин. Одним из способов борьбы с контрафактом и фальсификатом стала цифровая маркировка товаров. Первыми в 2016 г. начали маркировать шубы, затем – табак, лекарства и обувь. Сейчас маркировке подлежит 10 категорий товаров, еще шесть проходит стадию пилотных проектов, следует из данных национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».

Как устроена маркировка

Оператор системы цифровой маркировки товаров – ООО «Оператор-ЦРПТ». Компания принадлежит структурам Алишера Усманова, ГК «Ростех», Александра Галицкого и Оксаны Орешиной. Система цифровой маркировки называется «Честный знак».
Маркировка – это специальный штрихкод, который наносится на товар. В системе маркировки ему присваивается уникальный идентификационный код, по которому отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.

Идея маркировки не нова. Так, в Бразилии в 2007 г. была создана национальная платформа по контролю за производством сигарет, которая позволяет идентифицировать каждую пачку посредством печати невидимой краской 2D-кода DataMatrix на цифровых «марках», содержащих информацию о заводе, дате производства и типе налога. Впоследствии проект по маркировке был распространен на напитки и лекарства. В Китае в 2007 г. была введена система PIATS (Product Identification Authentication Tracking System) по отслеживанию с помощью уникального серийного номера каждой товарной единицы лекарств и продуктов питания. Аналогичные системы действуют и в других странах.

Маркировка помогает обелению рынка: например, по данным Национального агентства финансовых исследований на основе отчета компании Nielsen, в 2020 г. доля нелегальных сигарет на российском рынке сократилась вдвое по сравнению с 2019 г. – с 15,6 до 7%.

Не время для маркировки

В мае 2021 г. в России начался эксперимент по маркировке биологически активных добавок (БАД) к пище. С 1 октября маркировка должна была стать для них обязательной. По замыслу Минпромторга это позволит очистить рынок от недобросовестных производителей и поставщиков.

Как регулируются пищевые добавки

Сейчас, для того чтобы продавать БАДы в России, необходимо получить на них свидетельство о регистрации и декларацию о соответствии. Эти документы означают, что продукт соответствует установленным гигиеническим санитарным правилам и нормам, действующим в России. При этом производители не обязаны проводить тестирование продукта в том числе для того, чтобы подтверждать его эффективность. Такой подход удешевляет процесс вывода препаратов на рынок, особенно в сравнении с лекарствами. Достаточно подтвердить безопасность продукта и доказать отсутствие в нем ряда токсичных веществ и тяжелых металлов.
Составы БАДов четко контролируются Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Этот документ содержит также список более чем из 300 позиций, включающий растения и иные вещества, запрещенные к включению в состав добавок.

Однако теперь обязательная маркировка пищевых добавок будет перенесена на более поздний срок. 24 февраля Россия начала специальную военную операцию на Украине, после чего западные страны стали вводить против нее экономические санкции. Одна из мер поддержки бизнеса, которые обсуждают в правительстве, – частичная приостановка или перенос сроков маркировки товаров, писал РБК. 14 марта руководитель департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерина Приезжева заявила, что эксперимент по маркировке пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков, БАДов, антисептиков, медицинских изделий и никотиносодержащих жидкостей будет продлен, написал «Интерфакс».

О необходимости переноса сроков заявляют и производители пищевых добавок. Например, в Союзе производителей БАД предлагают вводить обязательную маркировку не раньше 1 октября 2024 г. В противном случае это приведет к «тяжелейшим последствиям для индустрии», написал исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков в письме к заместителю председателя правительства России Дмитрию Григоренко (есть в распоряжении «Ведомости&»).

Так, из-за значительного ослабления и нестабильности курса рубля приобретение оборудования, необходимого для маркировки на производственных площадках, становится экономически не обоснованным и сверхзатратным для всех участников процесса, пишет Жестков. Для крупных производителей стоимость маркировочного оборудования исчисляется миллионами евро, утверждает он: «Например, одному производителю необходимо оснастить 15 линий в трех цехах, согласно полученному коммерческому предложению, стоимость оборудования составит порядка 3 млн евро, а сроки поставок просто не указываются». При этом примерно половина необходимого оборудования не имеет отечественных аналогов, а имеющиеся модули, заявляемые как российские, на 90% состоят из импортных компонентов, говорится в письме.

На 45%

вырос курс доллара к рублю всего за 18 дней, с 23 февраля по 12 марта, и достиг 116,75 руб.

Подорожало и сырье. В 2022 г. рост на отдельные позиции составил от 40 до 200%, утверждает Жестков. «Производителям приходится компенсировать часть таких затрат за счет своей прибыли, так как ритейл – например, аптечные сети – отказывается брать товар по увеличенной стоимости, – говорится в письме. – В этой связи производство специализированной пищевой продукции становится абсолютно нерентабельным, что однозначно ведет к закрытию производств пока еще доступной для населения продукции».

Из-за инфляции, проблем с логистикой, затрат на закупку и установку маркировочного оборудования розничные цены на БАДы могут вырасти на 25–40%, прогнозирует директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Проблемы с логистикой

К началу марта ключевые игроки на рынке международной логистики пересмотрели условия работы в России. Российские грузы бойкотируют не только транспортные компании, но и крупные порты Европы. Работу приостановили и некоторые грузовые авиакомпании.

Снижение скорости и экспортные сложности

Еще одна важная проблема, с которой столкнутся производители при маркировке добавок, – снижение скорости производственных линий и, как следствие, рост себестоимости продукции, говорит основательница и президент компании – производителя продуктов для здоровья и красоты Siberian Wellness Татьяна Гороховская. «OR-код наносится на каждую единицу товара, – объясняет она. – При упаковке продукта нужна будет проверка сканером корректного считываемого QR-кода, а если что-то смазалось или не считывается, понадобится переупаковка данной единицы».

Также производителям придется менять дизайн упаковки пищевых добавок, поскольку сейчас на этикетках и коробках нет места для штрихкодов, продолжает Гороховская: «Возможно, потребуется пересматривать дизайн, чтобы вместить этот код и чтобы он вписался органически, а не выглядел белым пятном на самом видном месте в упаковке». Но любое изменение дизайна – это время, трудозатраты и финансовые вложения, напоминает она.

Помимо прочего маркировка усугубит проблемы компаний – экспортеров пищевых добавок, уверен Жестков. Сейчас они заняты перераспределением финансов для решения первоочередных задач: ищут новые логистические маршруты, сокращают маркетинговые и другие расходы, чтобы сохранить цены для покупателей, добавляет он. «Таким образом, данные шаги не оставляют финансовой возможности для реализации проекта маркировки в настоящий момент», – пишет он.

/Максим Стулов / Ведомости

Кроме того, непонятно, как после введения обязательной маркировки на российском рынке будут обращаться БАДы, свидетельства о регистрации на которые были выданы в других странах – членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пишет Жестков. «На данном этапе в систему «Честный знак» можно заводить товары, имеющие свидетельство о государственной регистрации только в России», – подтверждает Гороховская из Siberian Wellness. Соответственно, нет возможности провести пробные отработки присвоения и нанесения QR-кодов на упаковки БАДов, зарегистрированных, например, в Казахстане и Армении, добавляет она.

Реклама против потребителя

Хотя собеседники «Ведомости&» считают, что маркировку нужно отложить до лучших времен, в целом они поддерживают эту инициативу. В частности, маркировка должна решить проблему предоставления недостоверной информации о продукте при его продвижении, полагают они. «На различных интернет-площадках в категорию БАДов ставят продукцию, которая не проходила никаких испытаний, – говорил Жестков из Союза производителей БАД в интервью «Ведомости&» в июне 2021 г. – Вы думаете, что это БАД, но по факту получаете некое непонятное изделие. Это один из аргументов, почему маркировка важна: чтобы потребитель не вводился в заблуждение, точно ли он покупает БАД или это что-то другое».

Некоторые потребители покупают такую продукцию из-за ее низкой цены или наличия каких-то «волшебных» свойств, говорит Беспалов из RNC Pharma. Подтвердить подлинность этой продукции и соответствие ее заявленным свойствам при этом невозможно, добавляет он.

На маркетплейсах встречаются продукты в недопустимых дозировках, без сертификатов, соглашается Гороховская. «Под видом БАДов там может продаваться все, что угодно, – сетует она. – Маркетплейсы не несут за это никакой ответственности – они говорят, что все претензии нужно предъявлять производителю». По мнению Гороховской, наряду с маркировкой биодобавок необходимо навести порядок в сегменте интернет-продаж. В противном случае, утверждает она, говорить о честной конкуренции на российском рынке не придется.