Превратить сложную услугу в удобный сервис

Что действительно поможет строителям работать быстрее
Getty Images

Ускорить и удешевить строительство не в ущерб качеству помогает не просто цифровизация, а выстраивание единого сквозного процесса согласований в рамках инвестиционно-строительного проекта. В этом случае застройщикам не приходится проходить ненужные процедуры и предоставлять большой объем документов.

По данным Минстроя, в 53 регионах России взаимодействие властей и застройщиков оптимизируется путем его цифровизации и перевода предоставления услуг в режим одного окна.

Основная задача вовлечения в цифровое общение – снижение административной нагрузки на бизнес, а главный результат – сокращение сроков рассмотрения документов по градостроительным проектам, поступающих от бизнеса, отмечает министр правительства Московской области по государственному строительному надзору Артур Гарибян. Так, за время работы регионального портала госуслуг Московской области (с мая 2022 г.), объединившего все процессуальные цифровые документы, которые нужны при строительстве зданий, этот срок удалось сократить в среднем на 73%, сообщил он «Ведомости&».

Цифровизация – один из основных инструментов, позволяющих добиться сокращения сроков строительства, согласен гендиректор СРО Ассоциация «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.

Застройщики сами активно внедряют цифровые технологии: переходят на ТИМ (технологии информационного моделирования зданий) в проектировании и строительстве, получают исходно-разрешительную документацию в электронном виде, ведут журналы на строительных площадках в цифровой форме, автоматизируют производство и продажи, создавая удобные сервисы для взаимодействия с потенциальными покупателями, продолжает он. По его словам, для участников рынка очень важно, чтобы в городе была единая система взаимодействий в градостроительной сфере, которая формировала бы единое информационное пространство и предоставляла возможность получения в электронном виде большей части госуслуг и сервисов.

Московский департамент градостроительной политики уже давно ведет работу по переводу государственных услуг в онлайн-формат и каждый раз добавляет новый функционал для застройщиков, отмечает президент ГК «Основа» Александр Ручьев.

/Getty Images

Сегодня через городской портал застройщики получают практически все госуслуги, записываются на онлайн-консультации и личный прием у экспертов, с помощью электронного сервиса «Калькулятор процедур» получают исчерпывающую информацию о последовательности прохождения процедур, о документах, сроках, платности, органах и организациях, куда следует обратиться. Список госуслуг и сервисов, в том числе предоставляемых онлайн, постоянно растет. Например, с мая 2022 г. стала предоставляться исключительно в электронном виде услуга по выдаче разрешений на перемещение отходов строительства, сноса зданий, сооружений, в том числе грунтов. Но нужно двигаться дальше по пути развития комплексных и проактивных услуг, признают в департаменте.

Городская экосистема

Административные барьеры в строительстве ликвидируются не просто за счет перевода процедур в цифровой вид, а за счет изменения формата взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного процесса, говорит исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. То есть это переход от системы предоставления услуг исходя из полномочий органов власти к системе взаимодействий с органами власти исходя из реальных потребностей застройщика, где предоставление услуг соответствует этапам жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта, объясняет руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. Поэтому Москве, как и другим городам, необходимо идти по пути создания единого цифрового процесса взаимодействия участников строительства, в ходе чего будут отмирать ненужные процедуры, существенно сокращаться время на согласование и снижаться издержки застройщиков, считает Полиди.

1657 московских застройщиков обратилось с электронным заявлением о вводе объектов в эксплуатацию через раздел «Услуги и сервисы» на mos.ru.
5714 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию получили московские застройщики в электронном виде.
76 700 832,86 кв. м составляет общая площадь введенных в эксплуатацию московских объектов.
Источник: Мосгосстройнадзор, данные за период с 1 октября 2013 г. по 11 октября 2022 г.

Работа идет: по словам Левкина, в Москве создается городская экосистема по предоставлению застройщикам комплексных проактивных услуг для всего инвестиционно-строительного цикла. По его словам, комплексность предполагает возможность одновременного получения результатов нескольких услуг по единой заявке, а проактивность предусматривает, что результат услуги будет получен без непосредственного участия заявителя.

В рамках экосистемы застройщик взаимодействует как с госструктурами, так и с частными компаниями: ресурсоснабжающими организациями, кадастровыми инженерами и т. д., перечисляет Левкин. Например, с 1 сентября этого года застройщики могут получить по одной заявке на mos.ru сразу три услуги: ввод в эксплуатацию, кадастровый учет и регистрацию прав на построенный объект. Преимущество в том, что застройщикам не нужно обращаться, например, в Росреестр, поскольку все документы чиновники получают в ходе межведомственного обмена, объясняет Левкин.

Уже с апреля 2022 г. компании, завершившие стройку, в проактивном режиме получают заключение о соответствии объекта капстроительства требованиям проектной документации. Им теперь не нужно подавать отдельное заявление на его получение. После прохождения итоговой проверки без замечаний застройщик автоматически получает заключение о соответствии в своем личном кабинете на mos.ru в течение пяти дней с даты оформления акта о результатах проверки, говорит Левкин.

В Москве очень хорошо зарекомендовал себя формат бесшовных сделок, появившийся в локдаун и отточенный в последние два года, когда благодаря цифровым технологиям покупателю не нужно приезжать к застройщику и в банк, чтобы купить квартиру и оформить ипотеку. Так, покупатель и застройщик могут зарегистрировать сделку в Росреестре в электронном формате. Вкупе с электронным разрешительным согласованием всех процессов для застройщика система работает эффективнее, быстрее и безопаснее для всех участников долевого строительства, говорит управляющий партнер Prime Life Development Денис Коноваленко.

Лучшие практики

Международный опыт показывает, что наиболее успешно процессы цифровизации процедур в строительстве идут в тех странах, где строительная отрасль в целом характеризуется высокой технологичностью и цифровой зрелостью: участники строительства активно используют ТИМ на всех этапах инвестиционно-строительного цикла, на государственном уровне создаются полноценные цифровые двойники наземного и подземного пространства города, развиты информационно-аналитические ресурсы градостроительной деятельности, рассказывает Полиди. В пример она приводит Сингапур, Сербию и Нидерланды.

Города будущего

В 2019 г. Москва объединила все градостроительные данные в цифровом формате для создания электронной 3D-модели города. Большой опыт в этом у финских городов. Так, семантическая информационная модель Хельсинки, созданная правительством города совместно с агентством по транспорту Финляндии, содержит информацию о каждом здании, поверхности земли и водоемах. А энергетический и климатический атлас города показывает приблизительную оценку энергопотребления почти всех зданий в Хельсинки.
Свою трехмерную модель создает и финский город Хювинкяа. Администрация Хювинкяа дает возможность владельцам недвижимости, строительным компаниям, архитекторам, государственным ведомствам и гражданам публиковать свои 3D-планы развития городского пространства и обсуждать их в привязке к модели города. Кроме того, ведется работа по созданию мобильного приложения дополненной реальности для визуализации будущего вида городских пространств.

Так, у правительства Сингапура есть портал Corenet, через который застройщики могут подавать онлайн-заявки на получение услуг по проведению экспертиз, согласованию и оформлению документов, причем не только у государственных структур, но и у частных компаний. Также участники рынка могут искать на портале поставщиков товаров.

Помимо этого на Corenet собраны необходимые для застройщиков методические документы. Например, строительные кодексы и правила, издаваемые различными контролирующими органами, а также требования к подаче проектных материалов, подходы к внедрению ТИМ-проектирования и т. д. Кроме того, на портале доступен ежегодно обновляемый каталог компаний, предоставляющих услуги и продукты в строительном секторе.

Целью Corenet является реорганизация бизнес-процессов строительной отрасли для достижения сокращения сроков выполнения работ и улучшения производительности, говорится на сайте системы. Зарегистрироваться на портале могут как граждане Сингапура, так и жители других государств. Сделать это можно по номеру внутреннего удостоверения личности гражданина Сингапура или по паспортным данным.

Правительство России в апреле этого года приступило к реализации концепции поэтапного перехода к предоставлению гражданам большинства государственных и муниципальных услуг в онлайн-формате в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Для этого все услуги – от подачи документов до предоставления результата – будут переведены в электронный вид. Из распоряжения правительства следует, что большинство госуслуг будет переведено в электронный формат уже в конце 2023 г. При этом граждане по-прежнему смогут обращаться в госведомства и лично, например через многофункциональные центры. Сейчас в электронном формате оказывается 182 из 204 массовых социально значимых услуг, говорится в пресс-релизе правительства, опубликованном 31 октября. &