Как рынок ЦОДов наращивает мощности

И почему он все равно не может угнаться за спросом на свои услуги
ПАО «Ростелеком»

Рынок услуг центров обработки данных (ЦОД) вырос в 2022 г. и продолжает расти в 2023 г. из-за повышения спроса на облачные услуги и аренду стойко-мест в дата-центрах. Эксперты указывают, что санкции и дефицит оборудования, в первую очередь инженерного, побудили многие компании отказаться от идеи создания собственной инфраструктуры. Спрос остается высоким, несмотря на рост стоимости услуг ЦОДов.

За счет чего растет рынок

За прошлый год отечественный рынок услуг ЦОДов, включающий в себя облачные услуги по предоставлению виртуальных вычислительных мощностей (cloud), предоставление в аренду серверных платформ в дата-центре (bare metal) или места в дата-центре под свои серверы (colocation), вырос на 28,1% до 89,1 млрд руб., писали «Ведомости» со ссылкой на аналитиков консалтингового агентства iKS-Consulting.

При этом в структуре российского рынка ЦОДов на облака в денежном выражении приходилось 55%, отмечают аналитики. Облачный рынок вырос в 2022 г. быстрее, чем весь рынок ЦОДов, – на 42%. В 2023 г., по прогнозам iKS-Consulting, он может вырасти еще на 30–40%.

«Самый большой рост в 2022 г. был на облачные сервисы. Это связано с тем, что направление было сильно недооценено в предыдущие годы, – объясняет технический директор «Ростелеком-ЦОД» Алексей Забродин. – Крупные российские компании раньше были достаточно консервативны и действовали поэтапно: сначала арендовали места в дата-центрах под собственное оборудование, потом пробовали арендовать серверное оборудование и только после этого начинали полностью переходить в облако». По его словам, это было связано с тем, что заказчики боялись сразу полностью отдавать такую важную для бизнеса инфраструктуру на аутсорсинг.

Но в 2022 г. ситуация изменилась: государственные организации начали очень активно переходить с собственной IТ-инфраструктуры в облачные сервисы, которые могли оперативно обеспечить им необходимые мощности и уровень защиты, говорит Алексей Забродин. По его словам, это сильно контрастирует с осторожным подходом коммерческого сектора, который не спешит пользоваться облачными услугами ЦОДов. Из коммерческих компаний уже активно используют облака банки и компании из сферы ритейла, утверждает генеральный директор сети дата-центров 3data Илья Хала.

Санкции как точка роста

Одной из главных причин возросшего интереса к услугам ЦОДов в 2022 г. стали санкции и уход иностранных поставщиков, что вызвало серьезные сложности с закупкой оборудования, без которого собственная IТ-инфраструктура компании не может работать,

отмечают опрошенные «Ведомости&» руководители IТ-подразделений крупных компаний, мигрировавших в облако в 2022–2023 гг.

«До 2022 г. наши вендоры делали верификацию, спецификации, работали через дистрибуторов, партнеров. Склады все находились в России, потому с закупками «железа» все было прозрачно, – рассказывает директор IТ-департамента в крупной финансовой компании, пожелавший остаться анонимным. – Сейчас же любой ИП, ввозящий оборудование по параллельному импорту, может участвовать в тендере и выиграть его. При этом нет никаких гарантий, что это будет новое, а не восстановленное (бывшее в употреблении. – «Ведомости&») оборудование». Его коллега из сферы e-commerce отмечает, что в условиях отсутствия техподдержки от западных вендоров, сложностей с закупкой «железа» и запчастей куда логичнее переложить заботы о создании физической IТ-инфраструктуры на облачного провайдера, арендуя у него виртуальные машины.

Участники рынка ЦОДов указывают, что сейчас наибольшие сложности возникают с инженерным оборудованием для IТ-инфраструктуры – системами электропитания, охлаждения и т. д. «В России производят мало подобного оборудования, поэтому для его закупки необходимо выстраивать взаимодействие с альтернативными иностранными производителями, а это сложно», – говорит Алексей Забродин. Спрос на аренду стойко-мест в дата-центрах вырос и продолжит расти, ожидает он. При этом серверы в России производят, хотя они и дороже иностранных, добавляет эксперт.

Илья Хала отмечает, что в последнее время заказчикам все чаще требуются одновременно облачные услуги и услуги по размещению своего оборудования в дата-центрах. Это необходимо, когда часть процессов компании проходит с использованием виртуальных вычислительных мощностей, а часть – с помощью физических серверов. «Если раньше выбирали что-то одно, то сейчас большинству клиентов нужно и то и другое, и желательно, чтобы это все было доступно в едином окне управления», – указывает эксперт.

Уход иностранных облачных игроков, по словам генерального директора Selectel Олега Любимова, не привел к переделу рынка и был не столь значимым событием, как в других сегментах IТ-индустрии. Причина в том, что и до 2022 г. в стране был высокий уровень локализации информации: порядка 70% всех российских данных находилось внутри страны, а если говорить про персональные данные – то 100%, отмечает он.

Сейчас рост рынка облачных услуг происходит в первую очередь за счет перехода с физических серверов на виртуальные, согласен Алексей Забродин.

/Александр Кряжев / РИА Новости

Мощности сегодня в дефиците

Рост рынка облачных услуг зависит в первую очередь от роста мощностей дата-центров: в 2023 г. они увеличились на 21% до 70 300 стойко-мест. Лидером на сегодняшний день является «Ростелеком-ЦОД», у которого более 21 000 стоек и который занимает треть рынка (по данным iKS-Consulting). Заметными игроками также являются IXcellerate, DataPro, 3data, Selectel и т. д. Однако при растущем спросе мощностей все равно не хватает, показывают исследования. Так, аналитики iKS-Consulting и 3data подсчитали, что отечественный рынок ЦОДов в 2022 г. увеличился всего на 3000 новых стойко-мест, это около 6% от имеющихся в эксплуатации стоек. В предыдущие годы ежегодно вводилось более 4000–5000 стоек, отмечается в исследовании.

«Мощностей дата-центров и не может хватать, поскольку спрос и потребление растут ускоренными темпами, – указывает Алексей Забродин. – Строительство же дата-центра – занятие долгосрочное, и вывод на рынок новых площадок – процесс небыстрый». Олег Любимов добавляет, что себестоимость строительства дата-центра в 2023 г. выросла минимум в 1,5 раза. «Это связано с тем, что часть поставщиков ушли с рынка, вместо них пришли другие игроки, которые ориентируются на цены европейских вендоров», – отмечает Олег Любимов.

Удорожание строительства – это почти всегда еще и проблема привлечения финансирования. «Дата-центры строятся на заемные средства, причем с долгосрочным инвестиционным окном, потому что строительство занимает достаточно много времени, да и заполняется крупный дата-центр не мгновенно», – поясняет Алексей Забродин. Возврат инвестиций в такое строительство, по его оценке, занимает более пяти лет. Ситуация осложняется и тем, что многие стройки дата-центров в прошлом году встали на паузу, добавил он.

Илья Хала отметил, что некоторые активно растущие клиенты порой заказывают вдвое больше облачных мощностей, чем их текущие потребности, опасаясь потенциального дефицита в будущем.

Дефицит всегда рождает рост цен – так случилось и с услугами ЦОДов. По экспертным оценкам, расценки выросли за последние 12 месяцев примерно на 30%. «Из-за высокой себестоимости строительства новые дата-центры уже выставляют на все свои услуги более высокие цены, и они будут расти и дальше», – прогнозирует Алексей Забродин.

Однако увеличение стоимости облаков и иных услуг ЦОДов не отпугнет потребителей, уверены эксперты. Совместное исследование Cloud и «Технологий доверия», проведенное в конце 2022 г., показало, что более трети клиентов ЦОДов намерены в течение года увеличить потребление облачных ресурсов, причем пятая часть опрошенных выбирают облако, так как оно даже при удорожании все равно обходится дешевле собственной инфраструктуры. В ходе исследования было опрошено более 650 руководителей IТ- и бизнес-подразделений, проведено более 50 глубинных интервью с представителями крупнейших компаний.

Ни шага без защиты

Существенное влияние на рынок оказали и кибератаки, обрушившиеся на страну в 2022 г. Согласно исследованию «Ростелеком-Солара», в 2022 г. эксперты выявили 21,5 млн веб-атак с высокой степенью критичности, самая длительная была порядка 2000 часов, самая мощная – 760 Гбит/с. Нарастающая угроза побудила ЦОДы пересмотреть свои взгляды на безопасность. «У дата-центров и облачных провайдеров в целом изменился подход: еще несколько лет назад для компаний, арендующих виртуальные серверы, защита от киберугроз была в лучшем случае дополнительной платной опцией, в худшем – проблемой, с которой приходилось разбираться самостоятельно, – комментирует коммерческий директор специализирующейся на защите от DDoS-атак компании Servicepipe Данила Чежин. – Сейчас же защищенное облако – непоколебимый стандарт отрасли».

«Потребление услуг по обеспечению информационной безопасности возросло, а потребление облачной инфраструктуры без этих услуг практически прекратилось, – отмечает Алексей Забродин. – Сейчас уже никто не заказывает небезопасные облачные инфраструктуры».

По словам Ильи Халы, заказчики теперь интересуются не только базовой безопасностью, которая позволяет противостоять DDoS-атакам. Как дополнительные услуги они запрашивают защиту на уровне L7 (атаки на уровне приложений, которым сложнее противодействовать. – «Ведомости&»), обеспечение кибербезопасности при миграции сервисов и др. По его оценке, спрос на подобные услуги вырос за последние 12 месяцев в несколько раз.

По словам Данилы Чежина, облачные провайдеры и дата-центры вступают в партнерские отношения с вендорами защиты от интернет-атак, реализуют по партнерской схеме продукты информационной безопасности как сопутствующие услуги и получают дополнительный комиссионный доход.

«Заказчики просто не имеют достаточно средств и экспертизы, позволяющих выстроить серьезную эшелонированную защиту облаков самостоятельно. Это высокотехнологичные системы, создать и поддерживать которые под силу крупному облачному оператору», – говорит Алексей Забродин. (Зачем коммерческим компаниям облачные сервисы повышенной защищенности, см. статью.) &