Как будет развиваться общественный транспорт в России

И чем в этом может помочь лизинг с господдержкой
Влад Малышко для Ведомостей

Качественный общественный транспорт – необходимое условие для развития любой территории. Российские регионы при поддержке государства проверяют справедливость этого утверждения на себе.

Куда едет город

Общественный транспорт во всех регионах России должен не ветшать, а молодеть, считает президент Владимир Путин (об этом он заявил на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, который проходил в августе 2023 г.). Поэтому системная задача государства – обеспечение ежегодного снижения среднего возраста парка общественного транспорта в субъектах страны, говорил он.

Регионы России обладают огромным потенциалом развития. Одна из наиболее очевидных точек роста – это повышение мобильности жителей за счет модернизации общественного транспорта, отмечает генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих. «Важная составляющая транспортных реформ в регионах – формирование удобных и понятных для горожан маршрутов, на которых работают новые и современные автобусы, троллейбусы и трамваи», – говорит он. ГТЛК – лидер российского рынка лизинга в категории «автобусы и троллейбусы», согласно данным рейтинга «Эксперт РА» по объему нового бизнеса в 2022 г.

15 лет назад в России был пройден так называемый крест автомобилизации – ситуации, при которой количество автомобилей на 1000 жителей превысило такой же показатель пользователей массового пассажирского транспорта (МПТ). После этого доля МПТ продолжала снижаться, а уровень автомобилизации – возрастать, указывает директор Центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин в докладе «Транспортные системы городов России: современное состояние и перспективы развития». На этом фоне МПТ в разных городах развивался по-разному: либо эволюционировал благодаря мерам поддержки и внедрению современных практик планирования, либо превращался в элемент социальной поддержки незащищенных слоев населения с соответствующей минимизацией инвестиций и снижением доли в перевозках, отметил в докладе эксперт.

В последнее десятилетие вследствие увеличения количества личных автомобилей популярность общественного транспорта в крупных городах действительно снижалась, но сейчас тенденция меняется: все больше людей предпочитает именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный, рассказал Путин на заседании президиума Госсовета.

Участники круглого стола «Производство и обновление подвижного состава», среди которых были производители подвижных составов, представители Минпромторга, Минтранса и губернаторы, сошлись во мнении, что общественный транспорт – сфера, в которой вложения регионов и Российской Федерации оказываются наиболее эффективными с точки зрения влияния на социальное самочувствие, благополучие людей, рассказал на коллегии Госсовета губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Все идет по плану

Одна из фундаментальных идей современной концепции мобильности заключается в том, что общественный транспорт важнее автомобиля и при этом общественный транспорт – это не социальный сервис для бедных, а краеугольный камень организации жизни города, отмечает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

Миссия общественного транспорта состоит в обеспечении мобильности для всех независимо от пола, происхождения и физических возможностей. Инновации помогают сектору стать более клиентоориентированным, а транспортные средства и места посадки сделать доступными для каждого, указано в отчете Международного союза общественного транспорта (UITP) по итогам саммита в августе 2023 г.

«Жизнь, реальная работа показывают, что <…> в огромной степени результат зависит все-таки от стратегического, комплексного подхода, от правильно выбранного вектора развития, от грамотных управленческих решений, в том числе [дело] в тесной увязке градостроительных и транспортных задач», – отметил на заседании президиума Госсовета Путин. Именно такой подход является во многом определяющим для успешной организации современного транспортного пространства, причем как в крупных агломерациях, так и в средних и малых городах, подчеркнул президент.

/Влад Малышко для Ведомостей

Как следствие, правительство перед предоставлением господдержки регионам ждет от них комплексного транспортного плана с конкретными мерами по повышению эффективности работы общественного транспорта. Бессистемная работа может привести к коллапсу: исследования показывают, что чрезмерное количество маршрутов и большой поток микроавтобусов приводят к запруживанию остановочных пунктов прибывающим транспортом, пробкам, отмечает в докладе Зюзин из Центра транспортного планирования.

Как обновится транспорт

Россиян перевозит более 135 000 автобусов и почти 15 000 троллейбусов и трамвайных вагонов, но до сих пор востребованные муниципальные и региональные маршруты закрываются из-за выхода автобусов из строя, говорил министр транспорта России Виталий Савельев на заседании президиума Госсовета. Поэтому важнейшие задачи, которые стоят перед правительством и регионами, – обновление парка в регионах и ежегодное снижение его возраста, указывали участники Госсовета. Сейчас средний возраст парка автобусов в России составляет 17,2 года, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), представленным в отчете ГТЛК.

Согласно статистике Росстата, в 2022 г. автобусами перевезено более 8,4 млрд человек (эти данные включают в себя поездки между городами), а ежегодный пассажиропоток городских автобусов превышает 4 млрд человек. До 2030 г. вследствие износа понадобится обновить свыше 57 000 автобусов, 5100 троллейбусов и 4200 трамваев, отметил глава Бурятии, член рабочей группы Госсовета по транспорту Алексей Цыденов, а с учетом потребности в обслуживании новых маршрутов общая цифра только по автобусам составит 65 000. По словам Цыденова, отечественная промышленность готова обеспечить нужные объемы: в 2023 г. производственная мощность российских машиностроительных предприятий достигла 40 500 автобусов и электробусов, 1470 троллейбусов.

Но при их закупке многим регионам не обойтись без федеральной поддержки. Так, по оценке Савельева, обновление транспортного парка до 2030 г. потребует инвестиций в 1 трлн руб. – и это без учета Москвы.

Как государство помогает регионам

Сейчас регионам доступно семь программ поддержки развития общественного транспорта, рассказывал на Госсовете Савельев. Две из них – это лизинг с господдержкой через государственную компанию ГТЛК.

Льготный лизинг

Лизинг – это финансовый механизм, позволяющий получить в пользование то, что необходимо сейчас, а заплатить за это потом.
В лизинг можно приобрести любое имущество, необходимое для нужд человека или бизнеса: недвижимость, транспорт, специальную технику, производственное оборудование. Для этого нужно заключить договор с лизинговой компанией, которая приобретет актив и передаст его в аренду с постепенным выкупом.
При лизинге транспорта с господдержкой через ГТЛК за счет федеральных средств размер скидок перевозчикам может доходить до 60%. Благодаря этому транспорт обходится дешевле, чем при покупке у производителя на рыночных условиях.

Программы льготного лизинга автобусов от ГТЛК – одна из самых эффективных мер обновления транспортного парка регионов, подчеркнул Цыденов.

По федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» (в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», БКД) в 2022 г. в регионы поставлено 353 единицы техники, общий объем инвестиций составил 6,3 млрд руб., отмечают в ГТЛК. Объем федеральной поддержки программы до 2024 г. предусмотрен в размере 7,2 млрд руб., планируется поставка свыше 800 транспортных средств. Нацпроект БКД действует с 2020 г.

В 2023 г. заработала еще одна программа – по льготному лизингу автобусов через ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). На нее будет потрачено 44 млрд руб. из средств ФНБ и 29 млрд руб. из внебюджетных источников – на эти деньги в 2023–2024 гг. закупят 4130 транспортных средств.

Условия участия в программе с использованием средств ФНБ довольно жесткие. Так, регион должен продвинуться в реализации транспортной реформы: в течение двух лет после подачи заявки предоставить ГТЛК программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, утвержденные комплексные схемы организации дорожного движения и комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом. В свою очередь, перевозчик – непосредственный получатель транспорта – должен иметь государственные или муниципальные контракты на перевозку пассажиров по регулируемым тарифам сроком не менее двух лет.

После запуска программы ФНБ в России запустили еще один инструмент господдержки – с 31 марта 2023 г. заработала программа специальных казначейских кредитов (СКК). По ее условиям, утвержденным председателем правительства Михаилом Мишустиным, российские регионы смогут получить такие кредиты для реализации инфраструктурных проектов на срок до 15 лет под 3% годовых. При этом основной долг они начнут выплачивать только с третьего года пользования средствами. Кредиты будут предоставляться как на закупку новых автобусов, троллейбусов и трамваев (в том числе по договору лизинга), так и на проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры.

СКК являются продолжением уже действующей программы инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в рамках социально-экономической инициативы федерального правительства «Инфраструктурное меню», которая была запущена в 2021 г., писали «Ведомости». Получить их относительно проще, чем поддержку по программе ФНБ: основное требование к региону – соблюдать баланс доходов и расходов. «Мы поддержим именно тех, кто проводил и проводит взвешенную финансовую политику. Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов», – говорил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2021 г., анонсируя программу ИБК.

Объем финансирования программы СКК составит 190 млрд руб., из них 50 млрд будет направлено на обновление общественного транспорта.

Программа оказалось очень востребованной: уже к середине августа правительство одобрило заявки 73 регионов на получение СКК и распределило все предусмотренные на закупку автобусов бюджетные средства, писал в своем Telegram-канале заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Жители этих регионов получат более 6000 новых современных автобусов, уточнил он. Но на этом программа не завершится. «[Мы] продолжим активную работу в том числе и по направлению СКК, чтобы больше граждан могло пользоваться комфортным транспортом», – пообещал Хуснуллин.

Регионы просят не только продолжать господдержку обновления пассажирской техники, но и распространять ее на транспортные средства высокого экологического класса – газомоторные, дизельные высоких технологических классов и электробусы, добавил Цыденов.

Одно из основных направлений развития отрасли помимо оптимизации маршрутной сети – переход к использованию экологичного транспорта, цифровизация, повышение качества обслуживания населения, подтвердил Савельев. Эти процессы уже идут в Перми, Новокузнецке, Астрахани, Нижнем Новгороде, Курске, отметил он.

/Влад Малышко для Ведомостей

ГТЛК в тренде этого процесса. К 1 сентября 2023 г. компания поставила регионам 1500 автобусов на газомоторном топливе по программам БКД и ФНБ. Объем выбросов СО2 у такого транспорта на 29% ниже по сравнению с дизельными автобусами, в результате их эксплуатация позволит снизить выбросы на 56 600 т в год. Для нейтрализации такого объема СО2 за год понадобилось бы 17 150 га березового леса, отмечают в ГТЛК.

«А еще новый транспорт, закупаемый по программам господдержки, за счет низкого пола и удобной компоновки салона подходит для семей с детьми и маломобильных пассажиров. В новых автобусах, троллейбусах и трамваях есть места для колясок, установлены кондиционеры, действует бесконтактная система оплаты проезда, а для водителей автобусов работает система «Антисон», которая позволяет не потерять бдительность за рулем», – комментирует Дитрих (подробнее о новых автобусах см. фотогалерею).

За пять лет – с 2020 по 2024 г. – ГТЛК поставит в регионы страны почти 6000 новых автобусов российского производства. «Столько транспорта используется, например, если сложить парки Белгородской, Брянской, Ивановской, Калужской, Курской областей, – говорит Дитрих. – Конечно, в общем объеме российского парка это немного. Но даже такие локальные обновления транспорта там, где его ждут, позволяют людям добираться от точки до точки с комфортом и удобством».