Реклама
АО ЭКСАР
Erid:Erid: LdtCKdost

Почему государства развивают страхование экспорта

Какие риски помогает покрыть страховка
Andrii Yalanskyi / iStock

Международная торговля – важнейшая часть экономики любого государства: доля экспорта занимает десятки процентов в ВВП многих стран. Неудивительно, что те тратят силы и ресурсы для поддержки работающих на внешние рынки компаний.

Тренд на восстановление мировой торговли

В 2022 г. мировой объем экспорта составил $24,9 трлн в текущих ценах. Для сравнения: в 2000 г. эта цифра составляла около $6,5 трлн. Рост показывает, насколько все страны взаимозависимы и взаимосвязаны, а доходы от экспорта растут и составляют существенную часть бюджета государств. Так, например, доля экспорта Китая в ВВП в 2022 г. составила 19,8%, России – 28,2%, а Южной Кореи – почти 50%. Для стран с низкими доходами экспорт является ключевым фактором экономического роста, будь то электроника из Вьетнама, кофе из Колумбии или одежда из Бангладеш. Государства создают различные механизмы и инструменты поддержки для экспортеров. Один из них – страхование рисков, возникающих при международных операциях.

Последние два года для мировой экономики выдались сложными. Инфляция, рост процентных ставок, конфликт на Украине и затянувшийся кризис на строительном рынке Китая (на него приходится до 30% ВВП страны) вызвали спад мировой торговли с VI квартала 2022 г., отмечает Всемирная торговая организация (ВТО). Если в 2021 г. ее объем увеличился на 9,6% относительно 2020 г., то в 2022 г. – на 3%. Что касается 2023 г., то в октябре ВТО снизила прогноз объема роста мировой торговли с 1,7 до 0,8%. «Замедление торговли носит широкомасштабный характер и затрагивает большое количество стран и широкий спектр товаров, в частности определенные категории производителей, таких как железо и сталь, офисное и телекоммуникационное оборудование, текстиль и одежда», – говорится в докладе ВТО «Прогноз мировой торговли» на 2023 г.

Однако уже в следующем году рост торговли должен ускориться, сопровождаясь медленным, но стабильным ростом мирового ВВП, прогнозируют аналитики и экономисты. По словам главного экономиста ВТО Ральфа Осса, в мире наблюдаются некоторые признаки фрагментации торговли, связанной с геополитической напряженностью. Но широкой деглобализации не произошло. Товары по-прежнему производятся через сложные цепочки поставок. Поэтому рост объемов экспорта и импорта должен возобновиться в 2024 г. По прогнозу ВТО, в 2024 г. рост мировой торговли составит 3,3%.

Мировые программы поддержки экспорта

Власти стран создают различные институты и инструменты для поддержки экспортеров. По словам Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам менеджмент», развитие экспорта, во-первых, укрепляет позиции государства в мировой торговле, способствует формированию имиджа его товаров и производителей. Во-вторых, помогает национальным компаниям в производстве товаров и услуг, причем не только той продукции, что отправляют на экспорт, но и той, которая востребована внутри страны. В-третьих, поддержка экспортеров важна с точки зрения государственного регулирования экономики, она укрепляет отношения бизнеса и государства, гармонизирует социально-экономические связи.

Вот два примера.

В марте 2023 г. Индия представила новую внешнеторговую политику до 2030 г. К этому сроку объем экспорта должен достичь $2 трлн с нынешних $760 млн. Новые меры поддержки теперь направлены не на освобождение от пошлин, а на смягчение налогообложения и облегчение и ускорение операций на протяжении всего торгового цикла.

Среди ключевых мер поддержки индийских экспортеров – прием цифровых заявлений на получение экспортно-импортных лицензий вместо бумажных, внедрение автоматизированных систем принятия решений с инструментами бизнес-аналитики и гарантией обработки заявок в течение дня. Не исключено, что благодаря господдержке показателей по увеличению объемов экспорта, заложенных на 2030 г., удастся достичь раньше, пишет профессор Индийского института внешней торговли Ракеш Мохан Джоши. Целевые интервенции уже привели к тому, что экспорт электронных товаров подскочил на 162% с $6 млрд в 2015–2016 гг. до $16 млрд в 2021–2022 гг., товаров машиностроения – на 81% до $112 млрд и игрушек – на 89% до $546 млрд.

Китай – один из крупнейших экспортеров в мире. За январь – июль 2023 г. экспорт китайских товаров и услуг составил почти $2 трлн, писали «Ведомости». Экспорт обеспечивает работой около 180 млн китайцев. В апреле 2023 г. китайское правительство приняло решение о дополнительных мерах поддержки экспорта, уделив особое внимание экспорту автомобилей, а также малому бизнесу. Поддержкой и страхованием экспорта занимается основанное в 2001 г. государственное агентство China Export & Credit Insurance Corporation (Sinosure) с представительствами в Лондоне, Йоханнесбурге, Дубае и Москве. В 2022 г. Sinosure помогло 177 000 клиентов застраховать экспорт на $900 млрд, из них $227 млрд – для малого и среднего бизнеса, писала газета China Daily.

Экспорт важен и для небольших стран. Например, экспортная программа Зимбабве позволила увеличить продажи за последние пять лет с $4,27 млрд до $6,6 млрд к 2022 г. К 2030 г. объем экспорта должен увеличиться более чем в 2 раза и составить $14 млрд. «Торговля в стране становится основным двигателем устойчивого развития, благодаря ей создаются новые рабочие места, сокращается уровень бедности», – говорится в программе «Национальной экспортной стратегии». В структуре экспорта 70% составляют сырьевые товары, полезные ископаемые и табак. Одна из мер поддержки Зимбабве – это обеспечение финансирования для закупки торгового оборудования и страхование экспортных кредитов.

/Suphanat Khumsap / iStock

Страхование экспортных кредитов как защита экспортеров

Одна из мер поддержки экспортеров во всем мире – это страхование экспортных кредитов. Торговля на зарубежных рынках может быть чревата подводными камнями, например, в странах с повышенной политической неопределенностью могут резко измениться правила игры или вводиться высокие тарифы.

На сайте Администрации международной торговли США сообщается, что страхование экспортных кредитов обычно покрывает коммерческие риски, такие как неплатежеспособность покупателя, банкротство или длительные дефолты, а также политические риски, к которым относят войны, терроризм, беспорядки и революции. Все эти факторы могут привести к неплатежу.

Голландские предприятия ежегодно экспортируют товары и услуги на миллиарды евро. К секторам, которые подвержены высокому риску, относятся судостроение, подрядные работы, дноуглубительные работы, строительство теплиц и производство медицинского оборудования, отмечается на сайте правительства Нидерландов. Экспортеры этой продукции активно пользуются услугой страхования экспортных кредитов. По данным De Nederlandsche Bank, этот инструмент стимулирует торговлю: каждый евро, потраченный на застрахованный экспортный продукт, генерирует более 2,50 евро в общем объеме экспорта Нидерландов.

«Страхование экспортных кредитов – один из эффективных инструментов поддержки экспортеров. Он позволяет снизить расходы компаний, что отражается на стоимости их продукции, это повышает ее конкурентоспособность на рынке. Кроме того, это облегчает взаимодействие экспортеров с финансовыми учреждениями и положительно влияет на отношение к ним внутри страны, раз государство берет на себя расходы, демонстрируя тем самым устойчивое положение и статус компании», – говорит Баранов.

Рост спроса на страхование дебиторской задолженности

В России создана всеобъемлющая система поддержки экспортеров несырьевых товаров, ключевое звено которой – государственный институт поддержки несырьевого экспорта АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ, входит в Группу ВЭБ.РФ). Он предоставляет широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки для действующих и потенциальных экспортеров. В частности, новички могут улучшить свои внешнеэкономические навыки, а с помощью бесплатных аналитических сервисов провести маркетинговое исследование интересующих рынков. Еще одним важным инструментом для российских компаний является помощь в компенсации части расходов экспортеров на логистику, субсидировании процентной ставки, проведении сертификаций, НИОКР.

Оборот внешней торговли России в 2022 г., несмотря на санкции, вырос на 8,1% и составил $850,5 млрд, писали ранее «Ведомости». Объем экспорта за этот период увеличился на 19,9% до $591,5 млрд, импорт сократился на 11,7% до $259,1 млрд. В числе ключевых торговых партнеров России оказались Китай и Турция, в этом году ситуация сохраняется, говорила «Ведомостям» руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Ксения Банникова.

Входящее в РЭЦ Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), созданное в 2011 г., помогает экспортерам выводить продукцию на международный рынок. Например, помимо собственно товара экспортер может предложить иностранным контрагентам готовое финансовое решение: отсрочку платежа, покрываемую страховкой ЭКСАР, или финансирование от российского банка под страховое покрытие.

«Уникальность деятельности агентства как института развития экспорта в том, что она направлена не на создание конкуренции на рынке кредитного страхования, а, наоборот, на его расширение и дополнение линейки недостающими продуктами», – пояснили в ЭКСАР.

Страхование экспортного контракта покрывает коммерческие и политические риски. Среди них ухудшение финансового положения иностранного покупателя, включая банкротство, невозможность проведения платежей из-за введенных на госуровне запретов или ограничений в стране покупателя, а также из-за народных волнений, забастовок или военных действий. Объект страхования – экспортный контракт, продолжительность которого может исчисляться годами и предусматривать сложные графики поставок продукции и последующих оплат. Все это учитывается при анализе сделки и включается в условия договора страхования, отмечает представитель агентства.

Самый востребованный инструмент ЭКСАР, флагманский продукт агентства, – страхование краткосрочной дебиторской задолженности, рассказал в интервью генеральный директор ЭКСАР Никита Гусаков. Клиент передает на обслуживание в ЭКСАР свой портфель иностранных покупателей. Агентство анализирует кредитоспособность каждого их них и на основании проведенного анализа определяет качество переданного портфеля. После этого устанавливает единые условия страхования, включая ставку и процент страхового покрытия по всему портфелю покупателей. В данном случае страхуется не контракт, а дебиторская задолженность по каждому покупателю.

Эта услуга востребована и у крупнейших российских экспортеров, и у компаний малого и среднего бизнеса. Особенно актуальной эта услуга оказалась в 2022 г., когда европейские контрагенты, с которыми у российских игроков были давние партнерские отношения, перестали рассчитываться за поставленную продукцию из-за санкций, говорит Гусаков. По данным ЭКСАР, в 2022 г. количество страховых выплат возросло и большинство из них были связаны именно с политическими рисками. Потом экспортеры начали искать новые рынки сбыта, а новые страны и контрагенты – это тоже дополнительные риски. «В целом наша продуктовая линейка адаптируется под ту ситуацию, которая есть, и наша задача – максимально снять с компаний риски, которые возникают при изменении географии их поставок», – рассказал в интервью «Ведомостям» Гусаков.

Поддержка критического импорта

В этом году ЭКСАР запустил новое направление – поддержку критического импорта для страны. Агентство поддерживает импорт тех товаров, которые определяются правительством как критически важные, обеспечивая страхование авансов.

По словам Гусакова, если ранее в нормальной рыночной ситуации иностранные поставщики требовали авансы в размере 20–30%, а остальной платеж проводился по факту поставки товара, то теперь пул импортеров у российских компаний сильно поменялся, а новые контрагенты требуют более высокий размер аванса. Возникает риск по поставкам товаров. «Наш продукт – страхование авансов, которое мы делаем на российской стороне, – позволяет эти риски закрыть. Этот продукт оказался очень востребованным, причем как у малого и среднего, так и у крупного бизнеса», – отметил Гусаков. &

Финансовые и страховые услуги оказывают АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), АО «ЭКСАР», АО «Росэксимбанк».

Реклама 16+ / АО ЭКСАР 

Erid: LdtCKdost