Партнер проекта:
Росэксимбанк

Вместе через границу

Как группа РЭЦ и Росэксимбанк поддерживают российских экспортеров
Sam Edwards / iStock

Информация и деньги – вот две принципиальные проблемы во внешнеэкономической деятельности. Чтобы их решить, государства создают институты развития экспорта

Главным препятствием, мешающим выходу на зарубежные рынки, компании считают отсутствие доступа к адекватному финансированию, на 2-м месте – сложность установления контактов с зарубежными партнерами, пишет главный эксперт Института торговой политики НИУ ВШЭ и преподаватель МГИМО Дмитрий Алешин в работе «Современные тенденции поддержки экспорта в развитых странах».

Для поддержки компаний и развития экспорта страны создают агентства по продвижению экспорта. Их количество за последние 20 лет утроилось, писал ранее Всемирный банк, и все больше стран включает их деятельность в свои национальные стратегии.

Так, австрийская программа go-international рассчитана на тех, кто впервые выходит на иностранный рынок. Эксперты программы проводят консультации, обучение, поддерживают в бизнес-миссиях, экспортеры также могут рассчитывать среди прочего на компенсацию половины затрат на маркетинг, участие в международных выставках.

Торговый совет Дании, по собственным данным, ежегодно помогает примерно 3000 датским компаниям. В числе его услуг – анализ рынка, консультирование по созданию и составлению бизнес-планов, по таможенным и экспортным правилам, а также установление контактов с деловыми партнерами и новых каналов продаж.

Эксимбанки разных стран

Подобные институты есть и за рубежом. Так, в США экспортно-импортный банк кредитует предприятия, которые собрались поставлять продукцию на экспорт. В Японии за финансовую поддержку экспортеров отвечает Банк международного сотрудничества Японии. В Китае поддержкой экспорта занимается принадлежащий государству Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China). Его главная задача – поддерживать международную торговлю, сотрудничество, а также зарубежные инвестиции китайских компаний. У банка 32 филиала в материковом Китае и офис в Гонконге. За рубежом у Экспортно-импортного банка Китая есть офисы в Париже, Санкт-Петербурге, Польше, Чили, а также в Африке.

В России комплексной поддержкой экспорта занимается АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ) и интегрированные в группу РЭЦ АО «Росэксимбанк», которое предоставляет кредитование и гарантийную поддержку экспортных поставок, агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР», а также «Школа экспорта». Это позволяет предложить меры поддержки для экспортеров разного профиля и находящихся на разных этапах экспортного цикла, говорит и. о. председателя правления Росэксимбанка Татьяна Сахарова. Ряд услуг доступны в режиме одного окна на платформе «Мой экспорт». Главная цель группы – создать наиболее благоприятные условия для действующих и потенциальных экспортеров, стимулируя их к увеличению несырьевого экспорта.

По оценке управляющего директора, руководителя группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерия Пивня, перечень услуг, предоставляемых группой РЭЦ экспортерам, достаточно широк.

«Мы помогаем: организуем выставки и бизнес-миссии, продвигаем на электронных торговых площадках и павильонах, подбираем потенциально заинтересованных покупателей, организуем переговоры с ними по запросам экспортеров. В 2023 г. наши активности комплексно охватили более 20 приоритетных рынков. Все это сопровождается финансовой поддержкой и страхованием коммерческих рисков», – говорит Сахарова.

Деньги на поддержку

Росэксимбанк учрежден как специализированный банк, реализующий государственную политику поддержки экспорта российской несырьевой неэнергетической продукции, и с 2022 г. его полномочия расширены до поддержки критически важного импорта, говорится в ответах пресс-службы банка на запрос «Ведомости&».

Росэксимбанк может профинансировать экспортный контракт, предоставив целевой кредит иностранному покупателю, или расходы экспортера для исполнения обязательств по экспортному контракту, отмечает Пивень.

Финансовые инструменты, которые предлагает банк, работают на решение основных текущих проблем экспортеров, в том числе малого и среднего бизнеса (МСП). Именно МСП создает более половины добавленной стоимости в международной торговле в странах ОЭСР. Их основные проблемы сейчас – это растущие процентные ставки и дефицит залоговой массы (все, что есть, уже заложено, а в большинстве банков необходимо предоставить залог), рассказывает Сахарова.

В этой ситуации бизнес стремится найти кредиты, которые сохраняют свою актуальность даже с учетом этих проблем и при этом имеют приемлемую цену. Например, новый продукт «Деньги на экспорт» не предполагает залогов вообще, рассмотрение заявок осуществляется по упрощенной, ускоренной процедуре, а стоимость кредита поддерживается на уровне существенно ниже ключевой ставки, говорит представитель Росэксимбанка.

Разные типы предприятий имеют интерес к разным формам финансирования, поэтому Росэксимбанк предоставляет его во всех формах, будь то долговые ценные бумаги, кредиты, гарантии, факторинг, аккредитивы, перечисляет представитель банка. «К примеру, экспортеры из числа МСП выбирают более простые, технологичные формы кредитования с прозрачными и понятными условиями. Поэтому для этого сегмента разрабатываются так называемые коробочные продукты с фиксированными условиями и типовыми формами кредитного договора, с которыми будущий заемщик может ознакомиться прямо на сайте банка еще до подачи заявки на финансирование. Типовые продукты для представителей МСБ простые, недорогие, при этом решения как по кредитам, так и по гарантиям принимаются быстро», – рассказала «Ведомости&» Сахарова.

Еще одно направление деятельности Росэксимбанка – работа с другими банками над совместными долгосрочными проектами. Так, в октябре 2023 г. Росэксимбанк и белорусский Белинвестбанк договорились о том, что профинансируют поставки в Белоруссию российской высокотехнологичной продукции: Росэксимбанк предоставит финансирование оплаты по торговым контрактам клиентов Белинвестбанка, связанных с поставками высокотехнологичной продукции.

В этом же году РЭЦ и ВЭБ.РФ открыли белорусскому производителю удобрений «Гродно азот» семилетнюю кредитную линию с лимитом 3,25 млрд руб. на модернизацию цеха по производству аммиака. Для модернизации производства «Гродно азот» будет закупать у российских производителей оборудование и комплектующие, функции банка-агента и расчетного банка – у банка БелВЭБ.

/Tippapatt / iStock

Бонусы для каждого

Участие государства в продвижении экспорта более чем оправданно, пишет Всемирный банк. Частные компании не решаются проводить исследования внешних рынков и тратиться на маркетинг в условиях, когда выгоду от этого могут получить конкуренты, объясняют его эксперты. То же самое касается экспортеров-первопроходцев, которые понесли большие затраты, чтобы выйти на зарубежные рынки, установить нужные контакты, создать распределительные цепочки – все это может быть использовано конкурентами. Страхование экспорта оправданно из-за повышенной неопределенности трансграничной торговли, добавляют эксперты Всемирного банка.

Благодаря деятельности экспортных агентств экспорт стран растет в среднем на 12% – таковы результаты исследования, в основе которого материалы 88 агентств из разных стран, напоминает Организация экономического сотрудничества и развития.

Каждый доллар, вложенный в продвижение экспорта, позволит увеличить экспорт на $40, отмечает Всемирный банк. «После приобретения услуг по продвижению экспорта оборот и добавленная стоимость увеличиваются на 8–9 п. п., а занятость – на 4 п. п.», – цитирует Торговый совет Дании профессора экономики Копенгагенского университета Якоба Роланда Мунка.

По данным РЭЦа, в результате поддержки ННЭ количество российских компаний, вовлеченных в мировую торговлю, выросло на 57% за шесть лет: с 45 500 в 2016 г. до 71 500 в 2022 г., что обеспечило существенный вклад в инвестиционную активность бизнеса и экономику Российской Федерации и отельных регионов.

В России профицит торгового баланса. В 2023 г. он может быть ниже прогноза ($117 млрд. – «Ведомости&»), говорил директор департамента денежно-кредитной политики Центробанка Кирилл Тремасов (цитата по РБК).

Пока профицит внешней торговли обеспечивает скорее падение импорта, чем наращивание экспорта, но ситуация может выравняться при наращивании экспорта с высокой добавленной стоимостью, считает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. «На товарном рынке это сложные технические товары, например медицинское, компьютерное и промышленное оборудование, – рассказывает она. – На рынке услуг это креативные услуги, услуги в сфере ИКТ (услуги облачных технологий, программного обеспечения), инженерно-проектировочные услуги». И, по мнению Левашенко, для наращивания экспорта в данных сегментах прежде всего перспективны рынки стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

«Компании, которые развиваются и растут, способствуют созданию делового климата в стране и создают новые рабочие места; экспортеры платят налоги и таможенные сборы. К тому же они не работают изолированно, а значит, являются надежными контрагентами для смежных отраслей: поставщиков сырья, расходников, оборудования, логистических услуг и т. д.», – перечисляет плюсы для государства управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева.

Бизнес тоже в плюсе. Для трети опрошенных ЦБ в 2021 г. компаний экспорт – возможность продать продукцию дороже, чем на внутреннем рынке. А институты развития экспорта позволяют им не тратить время и ресурсы на тестирование форматов выхода за рубеж, минимизируя ошибки. Проведение маркетинговых исследований – один из самых полезных инструментов поддержки РЭЦа, считает Косарева, отдельно взятая компания может потратить на это значительные средства и упустить время. Не менее важны консультации и обучение. «Без этого компаниям придется изучать вопросы на практике», – заключает она. &