Облачный рынок растет на больших данных
Почему все больше компаний переходит в облакаНа фоне масштабной цифровизации и роста объема данных, которые необходимо хранить и обрабатывать, компании и государственные структуры активно переносят IТ-инфраструктуру в облака. Это становится серьезным конкурентным преимуществом в условиях необходимости масштабирования бизнеса и быстрого реагирования на изменения бизнес-среды. При этом одним из ключевых достоинств облачных сервисов остается высокий уровень защищенности.
Всеобщая цифровизация
Россия – один из лидеров цифровизации в мире. В 2022 г. страна вошла в десятку ведущих государств в сфере цифровой трансформации, следует из данных Всемирного банка, и продолжает активно двигаться по пути цифровизации. В 2024 г. в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин объявил о запуске нового нацпроекта по цифровой трансформации государства «Экономика данных», на который планируется потратить не менее 700 млрд руб. за шесть лет.
Помимо госрасходов инвестиции российских компаний в цифровые технологии увеличились более чем на 80% и превысили 4 трлн руб., заявил в июле 2024 г. представитель Минэкономразвития на конференции, посвященной развитию цифровой экономики стран БРИКС.
«Тренд такой, что не только продажи товаров и услуг переходят в интернет, но и все компоненты бизнеса, причем любого. Это документооборот, взаимодействие с поставщиками, корпоративные системы, к которым люди подключаются удаленно, видеоаналитика и многое другое. Все это требует хранения и обработки все большего объема данных», – говорит Константин Ансимов, директор по продуктам российского провайдера облачных сервисов Selectel.
Данные растут в облаках
Рост потребностей в хранении и обработке данных, необходимость оперативно масштабировать IТ-инфраструктуру компании, например, под сезонный всплеск бизнеса или под тестирование нового приложения формируют устойчивый спрос на облачные решения.
По данным проведенного Selectel опроса более 300 специалистов, которые развивают и администрируют IT-инфраструктуру своей организации или внешних заказчиков, за 2023 г. у 40% компаний увеличились потребности в использовании облачных инфраструктурных сервисов, при этом у 33% компаний возникла необходимость в решениях, которые они не использовали ранее, что говорит об активной цифровизации российского бизнеса.
При прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу во внимание прежде всего принимаются фундаментальные тренды развития отрасли и экономики, при этом цифровизация бизнеса и повседневной жизни остается важным фактором развития IТ-отрасли в целом и облачных услуг в частности, отмечают в iKS-Consulting.
По оценкам аналитической компании, объем рынка облачных сервисов вырастет в 3,8 раза со 121 млрд руб. в 2024 г. до 464 млрд руб. в 2028 г. К этому времени 78% крупных компаний и более 84% национальных корпораций будут использовать облачную инфраструктуру.
Эксперты подтверждают тренд перехода в облака. Если раньше компании сами покупали серверы и предпочитали держать IТ-инфраструктуру внутри своего периметра, то сейчас они охотнее пользуются вычислительными мощностями облачных провайдеров, отмечают в Selectel.
«Рынок понял, что это быстро – облачный партнер может развернуть базовый сервис для клиента в течение нескольких минут, а не месяцев, как было принято раньше в IТ-индустрии. Кроме того, это безопасно и удобно, а также позволяет сфокусироваться на основном бизнесе», – говорит Ансимов.
Вместе с тем чаще всего в современных реалиях компании используют гибридный подход, размещая часть проектов во внутренней IТ-инфраструктуре, а часть передавая на аутсорсинг, включая услуги colocation (размещение своего оборудования в дата-центре провайдера. – «Ведомости&») и облачные сервисы, указывает ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин. Доля компаний с таким подходом растет по мере получения положительного опыта сотрудничества с провайдерами, которые освобождают пользователей от забот по поддержанию собственной IТ-инфраструктуры, что в настоящее время многим компаниям делать в условиях санкционных ограничений достаточно сложно, отмечает эксперт.
Кроме того, госрегулирование подходов к организации IТ-инфраструктуры, принадлежащей государственным органам и компаниям с госучастием, также стимулирует развитие аутсорсинговых услуг, говорят эксперты. Например, поставленные государством задачи по поддержанию критической информационной инфраструктуры для многих организаций проще решать в рамках заказа соответствующих услуг у облачных провайдеров, разделяя ответственность со специалистами из этих структур, считает Мирин.
Процесс перехода
Принимая решение передать на аутсорсинг свои задачи по IT-инфраструктуре, компания может выбирать из нескольких форматов. Первый вариант – это аренда серверных стоек в дата-центре. Он позволяет компаниям передавать свое оборудование провайдеру, который обеспечивает его надежное размещение, охлаждение и электроснабжение. Это решение помогает снизить затраты, упростить управление и повысить уровень безопасности, но при этом настройка работы этого оборудования и программных решений остается на стороне компании, нужен штат IТ-специалистов. Второй вариант – выделенный сервер в аренду: это услуга, при которой провайдер покупает и устанавливает оборудование в своем дата-центре, а затем сдает его в аренду клиентам. Таким образом, клиенты экономят средства, так как им не приходится сразу оплачивать дорогостоящее оборудование: они оплачивают только фактическое использование сервера. На следующем уровне сложности продуктов провайдер объединяет серверы в кластер с использованием специального программного обеспечения (ПО). Затем этот кластер делится на меньшие сегменты – виртуальные машины (то самое облако), которые также сдаются в аренду. Это подходит для тех, кто не хочет арендовать целый физический сервер и 100% его мощности. Кроме того, есть платформенные сервисы – это предоставление ПО и инфраструктуры от провайдера под ключ. Например, облачная база данных – готовый к работе сервис управления базами данных в облаке. Также для упрощения работы с экспериментами по машинному обучению (machine learning, ML) существует ML-платформа.
Например, если медтехстартап хочет обучить свою нейросеть распознаванию рентгеновских снимков, он может развернуть ее на ML-платформе, прогнать через нее тысячи снимков и существенно повысить качество диагностики заболеваний, объяснил Ансимов из Selectel.
Бизнес выбирает оптимальный для себя вариант организации IТ-инфраструктуры. Например, как рассказали «Ведомости&» в Х5 Group, компания в 2021 г. создала собственного внутреннего облачного провайдера – «Х5 облако». «Мы разработали свою облачную платформу Salt, которую используем в формате частного облака. По состоянию на август 2024 г. Salt развернута в виде нескольких облачных регионов в нескольких ЦОДах Selectel в Санкт-Петербурге и еще на двух площадках в Москве. Мы предоставляем широкий спектр облачных сервисов нашим внутренним клиентам – командам проектов/продуктов. В 2024 г. мы приняли решение на базе нашей облачной платформы создать Единую инфраструктурную платформу Х5 Group – перевести туда все наши инфраструктурные сервисы и процессы», – рассказывает директор «Х5 облака» Максим Осорин.
«С точки зрения ЦОДов мы используем разные модели: и «ЦОД как сервис», и традиционный colocation с выполнением работ собственными силами. В модели «ЦОД как сервис» Selectel как подрядчик предоставляет нам все под ключ – собственно машинный зал, стойки, все серверное и сетевое оборудование – по единым сервисным стандартам», – уточняет он.
Так как Selectel является одновременно специалистом в сборке серверного оборудования, это позволяет делать «быстрый» ЦОД, что очень важно для эффективной работы, продолжает Осорин. «Например, мы выводим новые мощности в виде кванта расширения (полностью собранной стойки) в течение двух недель с момента запроса, любые замены оборудования, в частности сетевых карт, проходят максимально оперативно и не требуют никаких процессов внутри нас как заказчика, поскольку полностью находятся в зоне ответственности подрядчика», – рассказывает он.
Преимущества облаков
Использование облачной инфраструктуры имеет ряд важных плюсов и является конкурентным преимуществом, уверены эксперты и участники рынка. «Преимущества использования облачных сервисов для нашей компании включают ускорение вывода решений на рынок, высокую доступность облачных сервисов и информационных систем, быстрые изменения существующих сервисов и разработку новых, более низкую стоимость сервисов по сравнению с аналогами от публичных облаков, технологическую независимость, высокий уровень информационной безопасности и контроля, финансовую прозрачность, эластичность и стандартизацию лучших практик»,– рассказывает Осорин.
Облака полезны и компаниям-разработчикам. В настоящее время на рынке наблюдается устойчивый тренд на переход от традиционных монолитных архитектур к более современным – микросервисным, рассказывает директор по развитию бизнеса и отношений с клиентами Deckhouse компании «Флант» Вячеслав Александров. Вместо того, чтобы менять и развертывать монолитные приложения целиком, разработчики могут обновлять и масштабировать отдельные компоненты системы без негативного воздействия на остальные. «В частности, по нашим наблюдениям, компании с внутренней разработкой выбирают подход, основанный на использовании облачных виртуальных инфраструктур и готовых решений, где можно запустить готовый кластер за сутки, а не развивать собственную инфраструктуру», – уточняет он.
Облачная безопасность
По словам экспертов, в 2024 г. облачные провайдеры столкнулись со значительным ростом числа DDoS-атак. Количество атак в 2024 г. выросло в конце апреля и начале мая и атаки продолжаются до сих пор (август 2024 г. – «Ведомости&»), что является довольно длительным периодом в сравнении с 2023 г., указывают в DDoS-Guard. Кроме того, по итогам I квартала 2024 г. облака и телекомоператоры попали в топ-3 по количеству атак прикладного уровня (направленных на перегрузку приложений системы шквалом запросов. – «Ведомости&»), рассказывает менеджер продукта Qrator Labs Георгий Тарасов.
Вместе с тем облачные провайдеры хорошо защищены, отмечают эксперты. Современные облака с акцентом на безопасность и производительность, как правило, предлагают полный спектр защиты от DDoS-атак на сетевом и транспортном уровнях и атак на уровне приложений на бизнес-логику, говорит Тарасов.
Такая функциональность у кого-то есть in-house, т. е. это средства защиты, входящие в продукты компании, либо защиту предоставляют партнеры – специализированные вендоры, также являющиеся облачными, так как эти технологии хорошо друг с другом интегрируются, поясняет он.
Инфраструктура облачного провайдера по умолчанию в разы надежнее, чем инфраструктура среднестатистической компании. Для облачного провайдера это основной бизнес, он работает с тысячами компаний, отражает большое количество атак и имеет самый широкий арсенал средств для обеспечения информационной безопасности: настройки системы, межсетевые экраны, защищенные каналы связи, ПО против вирусов и DDoS-атак и др., отмечает Ансимов из Selectel. (Подробнее про облачную кибербезопасность читайте в колонке.) &