Здравоохранение как стратегический рынок
Какой будет новая модель бизнесаАналитики связывают интерес инвесторов к здравоохранению с большой потенциальной емкостью рынка, который растет по мере роста продолжительности жизни населения – это тенденция, заметная во всем мире. В России рынок сильно фрагментирован: в отличие от многих других стран, где на рынке здравоохранения доминируют крупные операторы, на отечественных топ-5 игроков приходится только 8% рынка. Основной тренд развития отрасли – консолидация, которую возглавят крупные высокотехнологичные компании, считают опрошенные «Ведомости&» эксперты.
Глобальная экосистема
Во всем мире здравоохранение сталкивается с одинаковыми проблемами и вызовами: старение населения, нехватка квалифицированного персонала, рост расходов медицинских учреждений и сокращение доступности качественной врачебной помощи. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2050 г. численность населения в возрасте 60 лет и старше удвоится, что вызовет беспрецедентную нагрузку на систему. При этом, по прогнозам Deloitte, уже к 2030 г. глобальный дефицит работников в медицине составит 10 млн человек.
В ответ на вызовы в мире появляются ориентированные на потребителя фиджитал-платформы. Такие платформы объединяют физические и цифровые сервисы, поэтому и называются «фиджитал», объясняют аналитики. В физическую инфраструктуру фиджитал-платформ могут быть включены разные связанные с медициной учреждения: клиники, лаборатории и диагностические центры, аптеки, страховые компании. Подобные экосистемы «необходимы для беспрепятственного оказания медицинской помощи в нужном месте и в нужное время за счет интеграции трех важнейших компонентов: сети поставщиков медицинских услуг в различных медицинских учреждениях, интеллектуальной системы, которая использует поведенческие, социальные и медицинские данные для анализа потребностей пациентов и выбора подходящего поставщика услуг, и технологической основы, которая позволяет обмениваться данными и аналитической информацией между участниками», описывает решение McKinsey.
Яркие примеры появились в странах Азии, США и Европе. Крупнейшая медицинская организация на Ближнем Востоке PureHealth объединяет более 400 больниц и клиник, страховых компаний, диагностических центров и аптек с общим портфелем активов на сумму $2,04 млрд. Различные медицинские сервисы интегрированы в технологическую взаимосвязанную экосистему, что дает основание компании называть себя платформой в отличие от традиционного медицинского учреждения.
Будучи медицинским провайдером, компании не только закрывают часть насущных вопросов, но и реализуют эффективную бизнес-стратегию масштабирования. «Международный опыт консолидации рынка здравоохранения показывает, что суперлидеры, реализовавшие платформенную модель, по мультипликатору EBITDA в 2, а иногда в 3 раза выше классических медицинских компаний. Эти компании растут быстрее и показывают великолепные результаты с точки зрения выручки», – рассказывает Стас Благин, руководитель по связям с инвесторами группы компаний «Медскан». Он приводит в пример медицинского провайдера Kaiser Permanente (США), показавшего в 2024 г. оборот $115,8 млрд, что на 14,9% больше, чем в предыдущем году.
Эффективность платформенной модели как инструмента консолидации подчеркивает и генеральный директор аналитической компании Eqiva Дарья Шубина. «Основное преимущество фиджитал-платформы – возможность интеграции различных медицинских учреждений без необходимости полного приобретения активов. В отличие от традиционных методов расширения (покупки клиник, строительства новых объектов) фиджитал-модель требует существенно меньших инвестиций и позволяет быстрее достичь эффекта масштаба», – считает она.
От болезни к здоровью
У коммерческой медицины в России не очень длинная история и ряд традиционных для нашей страны институциональных барьеров. В 2023 г., согласно отраслевому отчету Kept, объем коммерческой медицины достиг 1,69 трлн руб. с приростом 10% к предыдущему году, или 22% всего российского рынка здравоохранения. В коммерческом сегменте находятся частные клиники и многофункциональные центры, диагностические центры и лаборатории, оказывающие медицинские услуги, в том числе по программам обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС). «Российский рынок коммерческой медицины демонстрирует рост в пределах инфляции – за счет стабильного, но ограниченного спроса. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период 2019–2023 гг. составил 10,5%», – отмечает Шубина. Kept ожидает, что рынок коммерческой медицины к 2030 г. достигнет 3,38 трлн руб., при этом 50 крупнейших игроков будут расти опережающими темпами и их доля на рынке вырастет с 17% в 2023 г. до 23% в 2030 г.
Инвестиционные аналитики относят частное здравоохранение к защитным сегментам экономики, так как спрос на медицинскую помощь не зависит от экономического цикла, оставаясь устойчивым даже во время кризисов. «Этому способствуют и структурные факторы – от нарастающего недоверия к бесплатной государственной медицине до старения населения и замкнутости российской экономики как следствия ограниченного доступа к зарубежной медицине. Все это поддерживает стабильный, неэластичный спрос на услуги частных клиник, делая их бизнес устойчивым, сопоставимым по характеристикам с классическими защитными отраслями вроде фармацевтики или сектора товаров повседневного спроса», – рассказывает Андрей Петров, директор по работе с состоятельными клиентами «БКС мир инвестиций».
Участники рынка сходятся во мнении, что изменения потребительского спроса формируют новые драйверы для развития отрасли. «Рост приверженности ЗОЖу среди населения, широкая практика наблюдения за своим здоровьем и его восстановления, а также профилактика заболеваний – чтобы расти, коммерческая медицина должна не только учитывать эти тенденции, но и встраивать их в свои процессы, строить путь своего клиента с учетом этих трендов», – считает Владимир Соловьев, председатель комитета цифровых инноваций Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения.
Изменения в спросе подтверждает отраслевая аналитика: по данным Eqiva, сегмент ментального здоровья за 2024 г. вырос опережающими темпами на 18,5% и достиг 20,5 млрд руб. Помимо психологической и психиатрической помощи устойчиво растет спрос на занятия спортом: налоговый вычет за оплату физкультурно-оздоровительных услуг превысил в 2024 г. 8 млрд руб., что на 70% выше показателя предыдущего года, говорится в отчете Минспорта. Крупнейшие игроки делают стратегический акцент на превентивной медицине, предлагая комплексные чекап-программы и программы годового прикрепления, растет значение «серебряной экономики» (обслуживание людей старшего возраста): в соответствии с целями нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», стартовавшего 1 января 2025 г., ожидаемая продолжительность жизни вырастет к 2030 г. до 78 лет, а инвестиции составят более 2 трлн руб.
«За счет смещения фокуса от болезни на здоровье «Медскан» оценивает целевой рынок, который включает в себя превенцию, рынок красоты и молодости, физического и ментального здоровья, ЗОЖ, в 2,8 трлн руб.», – отмечает Благин.
Консолидация по-новому
Топ-5 крупнейших компаний («Медси», «MD групп», EMC, «СМ клиника», «Медскан») занимают 8% рынка по выручке, 77% приходится на «фоновый» рынок, в котором работает более 30 000 относительно небольших организаций, рассказывает Елена Нам, директор по стратегии и развитию ГК «Медскан». «Остальные 15% – компании, стремящиеся к лидерству: «догоняющие» и «претенденты», – говорит она.
«Мы видим продолжение консолидации рынка и ожидаем, что 50 крупнейших компаний, которые растут быстрее рынка, будут выступать драйвером консолидации. Они увеличивают объем оказываемых услуг в терапевтических областях, на которые растет спрос (онкология, кардиология, травматология, орфанные заболевания и реабилитация), а также расширяют оказание стационарной помощи. При этом процесс расширения объема оказываемых услуг требует времени для поиска специалистов и строительства новых клиник», – отмечает Наталья Никитенко, руководитель направления стратегии сделок и исследований рынка Kept.
Пока консолидация происходит с помощью классических подходов. По данным Eqiva, общий объем вложений в частные клиники в 2024 г. составил порядка 50,6 млрд руб. Из них 51% – это инвестиции в новые объекты, а 49% – в сделки M&A. «Препятствиями для консолидации являются значительная фрагментация собственности в регионах, где многие клиники принадлежат практикующим врачам, а также сложность масштабирования качественных медицинских процессов и стандартов», – замечает Шубина. Аналитики Eqiva считают, что медицинские организации сегодня вынуждены существенно корректировать свои операционные и инвестиционные планы: пересматривать бюджеты, откладывать несрочные расходы, многие игроки рынка вынуждены замораживать инвестиции в развитие.
Нам среди трудностей консолидации называет также низкие показатели эффективности участников фрагментированного рынка: «Им трудно расти и трудно стать привлекательными для инвесторов. К тому же сложности для развития у них будут только нарастать из-за ужесточения требований регулятора к соблюдению правил защиты данных, кибербезопасности, острой необходимости цифровизировать предоставление услуг». Учитывая это, ГК «Медскан» рассматривает для себя совершенно иную парадигму масштабирования – с помощью фиджитал-платформы, объединяющей игроков рынка по модели, основанной на принципах взаимовыгодного партнерства. К примеру, ГК «Медскан» (является медицинским дивизионом госкорпорации «Росатом») обладает портфелем, который закрывает потребности покупателей в разных сегментах: клиники премиальной медицины (Hadassah, Golden Care), 65 клиник под разными брендами в сегментах «бизнес» и «комфорт», сеть лабораторий KDL, состоящая из 451 офиса. Компания за пять лет выросла в 12 раз: с 2,4 млрд руб. оборота в 2020 г. до 28 млрд руб. в 2024 г. «Основной цикл инвестиций в собственную инфраструктуру завершен, – рассказывает Илья Никольский, директор по финансам и экономике ГК «Медскан». – Дальнейший рост физической сети будет происходить по принципу asset-light (франчайзинг, совместные предприятия), а также через платформенную партнерскую модель». Она представляет собой цифровой контур из IT-сервисов, маркетинга, стандартов и закупок. Каждый новый партнер – пользователь в сети «Медскан» подключается к маршрутизации потока клиентов и делает платформу ценнее за счет физической инфраструктуры.
«Здесь важно качество технологической платформы с точки зрения опыта пользователя и способности интегрировать независимые клиники с разным уровнем цифровой зрелости. С учетом опыта объединения разносочиненных активов в разных регионах страны логично, что именно «Медскан» намерен реализовать формат фиджитал-платформы», – считает Шубина. &