Почему медицинские технологии – это новый IT

Как развиваются новые технологии в здравоохранении
iStock

Здравоохранение активно идет по пути цифровизации: в медицине используются большие данные (big data) и технологии искусственного интеллекта (ИИ), помогающие врачам в постановке диагнозов, оценке анализов и исследований. В России с 1 января 2024 г. вступили в силу девять национальных стандартов, регулирующих применение нейросетей в сфере здравоохранения. «Ведомости&» поговорили с экспертами рынка о том, что технологии ИИ и big data дают здравоохранению.

Цифровой контур с ИИ

Объем мирового рынка ИИ в здравоохранении, по оценкам MarketsandMarkets, в 2024 г. уже достиг $20,9 млрд, а в ближайшие пять лет среднегодовой темп его роста ожидается на уровне 48%.

Цифровые технологии прочно вошли в медицинский ландшафт и в России. Интерактивный ресурс Global Digital Health Monitor оценил степень цифровой зрелости здравоохранения в России на твердую четверку по 5-балльной шкале. Большинство рассматриваемых стран (40%) получили при этом тройку. Индикатор в целом показывает, что цифровизации здравоохранения в стране уделяется много внимания и национальная стратегия в этом отношении уже частично реализована.

За пять лет работы федерального проекта по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы был создан фундамент для развития цифровых сервисов и применения современных технологий: по данным Минздрава, более 1 млн рабочих мест медиков переведено в цифровой формат, свыше 65 000 медорганизаций внедрили информационные системы, в реестре электронных медицинских документов регистрируется по 4,5 млн документов в день.

Колоссальный объем информации помогают анализировать технологии ИИ и выявлять заболевания на самых ранних стадиях, недоступных человеческому глазу. «Уже сегодня использование систем с ИИ позволяет обработать более 600 000 медицинских исследований в месяц, сократив время диагностики на 30–40% и увеличив выявление патологий на 15–20%», – рассказал первый замминистра здравоохранения РФ Владимир Зеленский в апреле в Абу-Даби в рамках круглого стола «Раскрывая потенциал ИИ в здравоохранении».

Перед государственными медорганизациями стоят KPI по внедрению медицинских изделий с ИИ. Так, в 2023 г. все субъекты РФ должны были закупить и внедрить не менее одного медицинского изделия (МИ) с ИИ с обязательной интеграцией с государственной информационной системой здравоохранения. В 2024 г. этот показатель увеличен до трех МИ с ИИ.

По данным агентства Eqiva, в связи с ограниченностью бюджетов на внедрение требований многие субъекты РФ подключаются к московской платформе «МосмедИИ». На платформе происходит дистанционный анализ результатов различных диагностических исследований – рентген, флюорография, маммография и других по ряду областей и патологий. «Хотя использование платформы декларируется как бесплатное, расходы на интеграцию за 11 месяцев 2024 г. достигли 197,3 млн руб., что составляет 40% от общего объема расходов региональных бюджетов на закупку МИ с ИИ за тот же период», – рассказывает Дарья Шубина, генеральный директор Eqiva.

Внедрение ИИ в рутину – один из способов побороть дефицит медицинских работников, считает Владимир Соловьев, председатель комитета цифровых инноваций Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения. «Есть один нюанс – это стоимость таких инструментов. Пока она сильно дороже доплат врачам и медсестрам за повышенную нагрузку», – объясняет эксперт.

Чат-боты и телемедицина

ИИ уже широко применяется для анализа медицинских изображений и прогнозной аналитики. В конце 2022 г., когда на рынок вышел генеративный ИИ – технология, способная создавать новые данные, включая текст, изображения, аудио, видео и даже молекулярные структуры, – это заново подстегнуло интерес к ее возможностям. «В отличие от традиционных алгоритмов машинного обучения генеративный ИИ способен генерировать оригинальный контент, имитируя закономерности, найденные в обучающем наборе данных», – говорится в исследовании, проведенном в 2024 г. Согласно результатам исследования, ИИ уже разрабатывает новые лекарства, подбирает схемы лечения и препараты, создает клинические заметки в режиме реального времени, автоматизирует финансовые операции и прогнозирует загрузку учреждения, работает ассистентом врача и дает персональные рекомендации пациенту, а также помогает в других вопросах.

Отечественный пример реализации – AI-помощник от «Сберздоровья». AI-помощник мобильного приложения, созданный на базе нейросетевой модели «Сбера» GigaChat, которая сдала врачебные экзамены по пяти специальностям в ведущих медицинских вузах страны, собирает анамнез пациента до записи к врачу: нужно только описать свои симптомы – и умный помощник, проанализировав данные, порекомендует записаться к нужному специалисту.

Андрей Руднев, директор по информационным технологиям медицинской компании «Сберздоровье», отмечает, что среди главных сложностей, которые возникают с внедрением big data, – трудности при объединении информации о пациентах с очных приемов, онлайн-консультаций и результатов лабораторных анализов, отсутствие стандартизации структуры данных из разных источников, а также высокие требования к защите конфиденциальности данных. «Несмотря на это, «Сберздоровье» активно использует big data подходы для развития ИИ, применяемого в своей регулярной работе, например проводит проверку качества 100% телемедицинских консультаций, в то время как вручную эта цифра достигала бы лишь 10%», – говорит эксперт.

Вопросы государственного регулирования постепенно решаются: с 1 января вступило в силу девять национальных стандартов, касающихся применения нейросетей в сфере здравоохранения. По словам Юрия Васильева, директора столичного центра диагностики и телемедицины, они вносят «ясность и последовательность в процессы внедрения ИИ и, как следствие, обеспечивают безопасность пациента». Частично снимаются барьеры и в отношении телемедицины: с 1 сентября этого года Минздрав разрешил использовать программы с ИИ при проведении отложенных телемедицинских консультаций.

Кроме того, близится к завершению административный пилот, в рамках которого проверялись возможности телемедицинских сервисов. Как уже писали «Ведомости», среди предварительных результатов в Минэкономразвития отметили увеличение охвата населения медицинскими услугами, повышение эффективности и доступности медицинской помощи, снижение частоты осложнений и острых состояний у пациентов. По оценкам BusinesStat, в 2023 г. в России было проведено 6,33 млн телемедицинских консультаций, что на 40% превысило значение 2020 г.

Умная клиника

Согласно отраслевому исследованию Kept, медтех, как классический IT-рынок, можно разделить на «бэкенд- и фронтенд-решения»: в первом случае это программное обеспечение для медицинских организаций и Системы поддержки принятия врачебных решений, второе – онлайн-платформы для отслеживания состояния здоровья пациентами и телемедицинский сервис.

В частном секторе медицины эти решения пробуют объединить в единую систему. По словам Андрея Петрова, директора по работе с состоятельными клиентами «БКС мир инвестиций», крупнейшие игроки выстраивают комплексные цифровые экосистемы, объединяющие медицинские услуги, диагностику, оборудование и дистанционные сервисы на единой платформе. «В итоге цифровизация снижает издержки на одного пациента, ускоряет обслуживание и расширяет географический охват без пропорционального роста затрат – все это улучшает операционные и финансовые показатели медбизнеса», – считает эксперт.

В частности, платформенный проект реализует ГК «Медскан». Компания на 50% принадлежит основателю Евгению Туголукову, вторая половина входит в контур управления «Росатома». По данным компании, ее выручка в 2024 г. составила 28 млрд руб., показав рост 25% к 2023 г. В группу компаний «Медскан» входит 65 клиник и 451 медицинский офис, среди которых клиника Hadassah и центр паллиативной помощи и реабилитации Golden Care в «Сколково», сеть лабораторий KDL, клиника бизнес-сегмента «Медассист», федеральная сеть клиник «Медикал он групп» и др.

«Мы называем это фиджитал-платформой. То есть объединение цифрового и физического начал в поисках синергии партнерства. Начали мы ее формировать, объединяя разные, разрозненные и разноплановые активы по формату, по величине, по ценовой категории. И создали цифровую «подложку», которая фиксирует договорную модель и правила работы». Изначально цифровая платформа развивалась в закрытой корпоративной логике, объединяя те организации, которые входили в «Медскан». Но теперь компания готова присоединить к ней иные медицинские организации: клиники, сети, поставщиков оборудования и сервисных услуг для медицинских учреждений на условиях цифровой подписки.

Константин Кудашев
директор цифровизации и IT ГК «Медскан»

В b2b-направлении цифровой контур платформы состоит из готовых IT-модулей: системы работы с клиентами (CRM), бизнес-аналитики (BI), телемедицинского сервиса и кибербезопасности. Пациентам платформа обеспечивает единую точку входа, умную запись, консъерж-сервис и сопровождение 24/7. Благодаря технологии AI-консьерж на основе big data сердце платформы – умная маршрутизация пациента внутри партнерской сети, причем услуги для него могут быть рационально подобраны из разных ценовых сегментов.

Эффективность работы платформы доказали юниты, уже входящие в ГК «Медскан»: «После подключения к системе локальная клиника в Курске «Медассист» показала оборот 1,4 млрд руб. в 2024 г., сеть лабораторий KDL увеличила эффективность в 3 раза. Клиника Hadassah стала самым быстрорастущим медицинским учреждением премиум-класса с ежегодным ростом более 40%», – отмечает Илья Никольский, директор по финансам и экономике «Медскана». По его словам, за счет сочетания физической инфраструктуры, цифровых сервисов и ИИ-маршрутизации от взаимодействия выигрывают все участники, причем с каждым новым подключением фиджитал-эффект будет только расти (увеличение ценности продукта. – «Ведомости&»).

Чтобы все этапы оказания помощи и процесс движения пациента были интегрированы, должно быть платформенное решение «умная клиника» как совокупность взаимосвязанных технологий, говорит Евгений Шляхто, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова. «Они будут помогать и анализировать, что происходит с больным в реальном времени. И тогда мы придем к тому, что называется «цифровой двойник пациента», – заключает он. &