Медицина без границ
Какие возможности дает статус резидента «Сколково»Создание инновационного центра «Сколково» – ведущего российского хаба для разработки новых высокотехнологичных решений – стало возможным благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и научного сообщества. Здесь формируются благоприятные условия для внедрения инноваций, и это способствует укреплению позиций России в области высоких технологий.
Технологические лидеры
«Современные реалии требуют комплексного подхода к развитию высокотехнологичных отраслей экономики, сочетающего поддержку академических исследований, разработку инновационных медицинских технологий и взаимодействие государства с бизнесом, – говорит управляющий директор департамента развития приоритетных проектов фонда «Сколково» Камила Зарубина. – Наступило время для компаний технологических лидеров, которые разрабатывают и внедряют у себя на площадках перспективные инновационные технологии и обладают компетенциями и собственными линиями разработок новых технологий».
В 2015 г. правительство Москвы создало на территории «Сколково» Международный медицинский кластер (ММК). Согласно специальному федеральному закону № 160-ФЗ, клиники государств Организации экономического сотрудничества и развития (в нее входят 38 стран) могут работать на его территории по стандартам своих стран. Это означает, что международные клиники в «Сколково» могут использовать лекарства, медизделия и оборудование, не зарегистрированные и не сертифицированные в России, но которые используются за рубежом. А врачи иностранных клиник могут работать на территории «Сколково» без подтверждения дипломов. Кроме того, приглашения и разрешения на работу им выдаются без учета существующих квот (определенного количества разрешений, которые государство предоставляет работодателям для найма иностранцев из визовых стран. – «Ведомости&»).
Именно на развитие перспективных компаний с собственной линией разработок, или, как их называют в «Сколково», технологических лидеров, делает ставку фонд, объясняет Зарубина.
«Сколково» создает привлекательные условия для клиник и научно-исследовательских центров благодаря предоставляемым льготам. Преференции делают проект интересным как для стартапов, так и для крупных организаций, которые могут перенести часть своей деятельности в инновационный центр.
Внутри экосистемы высокотехнологичные компании изначально объединяются в четыре кластера: информационных, биомедицинских, энергоэффективных, а также ядерных, производственных и космических технологий.
5063 компании являются резидентами центра
Они реализуют 5283 проекта
и работают над созданием 6679 продуктов
Источник: фонд «Сколково»
Первым участником ММК стала израильская клиника Hadassah – ее филиал Hadassah Medical Moscow входит в состав холдинга «Медскан». Она открылась в «Сколково» в 2018 г.
«Нигде в России больше нет таких преференций, как в «Сколково». Благодаря созданным здесь условиям мы можем использовать инновационное оборудование, современные лекарственные средства, международные протоколы лечения, привлекать признанных мировых лидеров медицины из различных стран, обмениваться знаниями и опытом с ведущими зарубежными клиниками и в конечном итоге оказывать нашим пациентам медицинскую помощь в соответствии с самыми передовыми и инновационными стандартами».
По словам Чурадзе, пока доля пациентов, которые обращаются в Hadassah для получения медицинской помощи с применением не зарегистрированных в РФ лекарственных средств и медицинского оборудования, составляет около 5%, что достаточно много. «И таких людей становится все больше», – отмечает он.
«Мы планируем создать настоящий «город здоровья» – место, где передовые технологии и лучший мировой опыт работают для людей», – говорит директор по стратегии и развитию «Медскан Сколково» Елена Нам. В этом году «Медскан» планирует открыть в ММК центр Golden Care для пациентов с хроническими заболеваниями с упором на индивидуальную терапию с использованием современных методов. Особое внимание будет уделено пожилым людям, паллиативной помощи и редким заболеваниям, рассказывает она.
Кроме того начал строиться большой реабилитационный центр. «Сейчас активно обсуждаем сотрудничество с ведущими клиниками мира, чтобы перенять их опыт», – отмечает Нам.
Локомотив инноваций
Медицина – одна из наиболее инновационных отраслей: технологии позволяют улучшать точность диагностики и повышать эффективность лечения. По замыслу создателей «Сколково» ММК должен стать локомотивом внедрения новых медицинских технологий в России.
Особый статус ММК позволяет клинике Hadassah Medical Moscow использовать для лечения пациентов технологии и препараты со всего мира, пока не зарегистрированные в РФ.
Например, это ортопедический робот MakoRobotic-ArmAssistedTechnology, с помощью которого ортопеды-травматологи проводят ультратонкие и точные разрезы тканей при проведении ортопедических операций по замене суставов на современные импланты. Благодаря наилучшему сопряжению поверхностей восстановление происходит быстрее, увеличивается объем движений, рассказывает заместитель главного врача клиники Hadassah Medical Moscow Александр Доленко.
Новые препараты и протоколы, еще не одобренные в нашей стране, применяются также для точной диагностики и лечения онкологических заболеваний, аллергии, редкого неврологического заболевания – бокового амиотрофического склероза. В кардиологии готовится внедрение лечения сердечных аритмий методом абляции импульсным полем (PAF), перечисляет Доленко.
По данным научного журнала «Циркуляция» (Circulation), проведенное в Европе исследование на 1568 пациентах показало, что эффективность лечения фибрилляции предсердий методом PAF достигает 78%.
Также клиника сотрудничает со Сколковским институтом науки и технологий («Сколтех») – негосударственным высшим учебным заведением, расположенным в «Сколково». «У нас много проектов со «Сколтехом», – отмечает Доленко. – Например, недавно мы тестировали разработанную специалистами «Сколтеха» систему помощи принятия решений на основе искусственного интеллекта. Программа анализирует медицинскую информацию из карты пациента и предлагает план обследования и лечения пациента в соответствии с клиническими рекомендациями. Система может подсказывать, какие препараты хорошо сочетаются между собой, а какие – нет». Другой пример – ученые из «Сколтеха» приносили в Hadassah на апробацию прибор, с помощью которого врач может удаленно следить за ритмом сердца, пульсом и другими показателями пациента, добавляет Доленко.
По словам Зарубиной, ГК «Медскан» последовательно шла к развитию и внедрению технологий у себя в клиниках – от создания медицинского сервиса, лабораторной диагностики до интеграции перспективных стартапов. «ГК «Медскан» – яркий пример технологического лидерства в сфере биомедицинских сервисов и услуг», – считает она.
Технологии будущего
В «Сколково» активно ведутся и теоретические исследования. Например, в синтетической биологии. Это область науки, с помощью которой ученые манипулируют генами и геномом (совокупностью всей наследственной информации клетки), создавая новые биологические системы. В частности, исследуют технологию редактирования генов CRISPR/Cas9, которая позволяет ученым с высокой точностью добавлять, удалять или изменять генетический материал в клетках живых организмов. Подобные исследования ведутся и в «Сколтехе», хотя в целом количество ученых в России, которые занимаются подобными работами, очень невелико, рассказывал «РИА Новости» профессор «Сколтеха» и американского университета «Ратгерс» Константин Северинов.
«Еще 10 лет назад возможность «починить» поврежденный ген звучала как сюжет научной фантастики, – комментирует доктор биологических наук, молекулярный биолог, генетик, профессор РАН, проректор по научной работе Пироговского университета Денис Ребриков. – Сегодня это реальность, с которой работают ученые по всему миру, включая Россию. Один из самых перспективных инструментов современной молекулярной биологии – технология CRISPR-Cas уже изменила подход к лечению наследственных заболеваний и открыла путь к генной терапии рака».
По словам Ребрикова, генетическое редактирование особенно перспективно там, где заболевание связано с конкретной мутацией. «Исправить ее – значит устранить саму причину болезни. В таких случаях вопрос об этичности метода практически не стоит: цель очевидна – спасти жизнь», – объясняет он. Однако редактирование генома может применяться и при коррекции предрасположенностей, добавляет Ребриков, например чтобы уменьшить риски заболеваемости сердечно-сосудистой системы. «Самая спорная область – попытки изменить физические или биохимические параметры: цвет глаз, выносливость, предрасположенность к спорту. Это уже территория генетического «допинга», требующая серьезного юридического и этического анализа», – заключает он.
Развитие генетической терапии в России наверняка потребует преодоления большого количества административных, инфраструктурных и научных проблем, рассуждает руководитель лаборатории анализа метагеномов Биоцентра «Сколтеха» Артем Исаев. «Регуляция со стороны законодательства и наличие ГОСТов, основанных на устаревших технологиях, крайне ограничивают внедрение новых методов», – объясняет он.
По мнению Исаева, генетическое редактирование может нести риски внесения изменений в незапланированные участки генома, а это уже потенциально сопряжено с развитием новых заболеваний, например онкологии. «Поэтому помимо этических соображений существуют серьезные соображения безопасности, которые требуют тщательной проверки технологий редактирования ДНК в лаборатории на культурах клеток и с использованием модельных животных, прежде чем они станут доступны пациентам», – заключает Исаев. &