Через тернии к платформе

Как медицинские платформы помогают врачам и пациентам
Пресс-служба «Медскан»

Пациентоцентричность – ключевой принцип как глобального, так и современного российского здравоохранения, предполагающий трансформацию процессов в медицинских организациях. Медицинская отрасль ищет новые способы взаимодействия между лечебными учреждениями всех форм собственности, врачами и пациентами, чтобы интегрировать огромные объемы информации и облегчить медикам работу и одновременно обеспечить пациенту наиболее удобный и простой путь к здоровью и долголетию. Одно из таких решений – платформы, объединяющие различные медицинские учреждения и сложные IT-системы.

Человек прежде всего

Принятая в 2016 г. Рамочная программа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по комплексному социально ориентированному медицинскому обслуживанию (IPCHS) призывает к фундаментальному изменению подходов к финансированию, управлению и предоставлению услуг здравоохранения путем перехода от систем здравоохранения, ориентированных на болезни и медицинские учреждения, к системам здравоохранения, ориентированным на людей.

«Это более целостный подход к здоровью, который выходит за рамки болезни или вмешательства, чтобы увидеть человека в целом и весь комплекс ухода, который необходим на протяжении всей его жизни», – поясняет ВОЗ.

В России задача решается комплексными усилиями государства и частных медицинских организаций. Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» ставит целью достижение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни, а также достижение 55,2% удовлетворенности медицинской помощью по результатам опросов. Это ставит интересы пациента в фокус внимания отрасли.

Поэтому обеспечение пациентоцентричности в 2023 г. стало одним из главных требований Росздравнадзора, утвердившего новые правила по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Крупные частные клиники активно участвуют в процессе. «Мы создаем бесшовный опыт – от диагностики до лечения и реабилитации – и делаем так, чтобы пациент всегда оставался в центре процесса. Это не альтернатива или замена госструктурам, а расширение их возможностей: мы обеспечиваем дополнительный уровень сервиса и гибкости, который помогает клиникам и пациентам работать с информацией более удобно и эффективно», – комментирует Станислав Благин, директор по стратегии и развитию ГК «Медскан» (на 50% принадлежит госкорпорации «Росатом») – это одна из крупнейших в стране сетей частных клиник, в нее входит 65 медицинских центров, а также 451 лабораторный офис под брендом KDL. В 2024 г., по данным компании, «Медскан» получил выручку 28 млрд руб., показав прирост 25% по сравнению с годом ранее.

Гибридный путь пациента

Однако пока в России путь пациента не всегда гладкий.

По данным опроса, проведенного в 2024 г. исследовательской компанией Ipsos и Школой менеджмента «Сколково», 87% из 1509 опрошенных пользовались услугами обязательного медицинского страхования (ОМС), 29% – добровольного медицинского страхования (ДМС) и 27% – платными медицинскими услугами. Сумма больше 100%, потому что 21% пациентов комбинируют каналы оказания медпомощи даже в рамках лечения одного заболевания, причем система ДМС маршрутизирует их как в частные, так и в государственные клиники. 

В системе ОМС услуги бесплатные, однако иногда оказывается, что приема или анализов ждать слишком долго либо конкретный врач не принимает по ОМС, и тогда пациенты направляются в частную диагностическую лабораторию или клинику. Также к частной медицине обращаются за получением второго мнения, отмечают авторы исследования. 

Около 60% опрошенных сталкивались с необходимостью передачи информации от врача из одной системы в другую, причем чаще всего она передается на физических носителях. При этом в 22% случаев информация терялась при передаче. Причина в разрозненности системы.

/Пресс-служба «Медскан»

Сложности цифровизации

«В России на законодательном уровне все медицинские организации, включая частные клиники, обязаны интегрироваться с Единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Подключение к ЕГИСЗ позволяет централизованно собирать и систематизировать медицинские данные, что необходимо для получения лицензии и дальнейшей легальной работы клиники. Несоблюдение этого требования грозит штрафами и даже лишением лицензии», – рассказывает генеральный директор аналитической компании Eqiva Дарья Шубина.

На практике не все так гладко. Как рассказала в октябре 2024 г. заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина, 9948 частных медцентров, 13,5% из почти 73 600 зарегистрированных в стране, не передают данные в ЕГИСЗ, пишет «Медвестник».

«Пока есть трудности и с подключением частных клиник, и с серверными возможностями региональных систем здравоохранения для сбора, хранения и обработки информации», – комментирует Шубина.

Развитию цифровизации в отрасли мешают разрозненность IT-систем в клиниках, законодательные ограничения на онлайн-диагностику и назначение лекарств онлайн, а также недоверие пациентов к телемедицине, особенно в регионах, считает директор практики «Цифровая трансформация» компании Strategy Partners Светлана Архипкина.

Наряду с государственной ЕГИСЗ в России развиваются и частные медицинские диджитал-платформы, которые предоставляют клиникам удобные способы подключить облачную медицинскую информационную систему, телемедицинские консультации и другие сервисы, а также обмениваться данными с ЕГИСЗ и другими системами.

«ЕГИСЗ Минздрава России объединяет не только государственные системы – частные диджитал-платформы тоже обязаны к ней подключаться. Платформа N3.Health (18+) совмещает в себе гибкость и пациентоцентричность с одной стороны и при этом обеспечивает надежную связь с государственной медициной федерального и регионального уровней», – рассказывает представитель ГК «Нетрика Медицина», разработчика цифровой платформы N3.Health.

Сейчас суммарно ко всем диджитал-платформам подключено порядка 20–25% частных медицинских учреждений, большая часть присоединилась за последние 1,5 года. С учетом скорости развития к 2030 г. этот показатель будет не менее 70%, полагает полагает управляющий партнер ГК «Нетрика Медицина» Денис Чумаков.

Объединяя IT и медицину

В мире в ответ на демографические и экономические вызовы активно развиваются платформы, которые объединяют цифровые технологии и физические сервисы, выстраивая медицину вокруг потребностей пациента. Объединяя больницы, медицинские центры, лаборатории, аптеки, страховые компании и других игроков рынка, они выполняют функцию навигации и маршрутизации пациента, интегрируя услуги удобным и бесшовным способом и сохраняя медицинские данные пациента в едином пространстве, писали «Ведомости&».

«Такие системы состоят из центрального организатора, работающего на основе нескольких самостоятельно выстроенных бизнес-моделей. Они также управляют множеством партнеров, включая поставщиков услуг в сфере традиционных медицинских услуг, стартапы в сфере медицинских технологий и поставщиков IT-решений, чтобы охватить более полную часть континуума медицинской помощи», – отмечает McKinsey.

«Это новый подход, основанный на лучших международных практиках – подобные модели есть на Ближнем Востоке, в Европе и Америке. Например, в США это UPMC, у которых есть как основные клиники, так и такие, которые они сопровождают», – отмечает Благин.

По данным UPMC, операционная выручка компании составила $28 млрд в 2023 г., она объединяет 40 больниц, 800 врачебных кабинетов и амбулаторных пунктов, 70 онкоцентров, более 100 реабилитационных клиник, а также страховое подразделение UPMC Insurance Services, у которого свыше 4 млн клиентов. Кроме того, у компании есть партнерские клиники в Италии, Ирландии и Хорватии.

Другой пример – компания Burjeel Holdings, созданная в 2007 г. в ОАЭ, сегодня один из ведущих медицинских игроков на Ближнем Востоке, с филиалами в Омане и Саудовской Аравии. В 2024 г. выручка компании выросла на 10% и достигла 5 млрд динаров ($1,4 млрд). В нее входит 19 больниц, 29 медицинских центров, 29 центров психотерапии, 15 аптек – всего более 100 медицинских организаций различного профиля. Прогнозируемый среднегодовой темп прироста выручки (CAGR) холдинга в среднесрочной перспективе – 12–14%, говорится в годовом отчете Burjeel Holdings.

/Пресс-служба «Медскан»

Фундамент здоровья

На Восточном экономическом форуме 4 сентября 2025 г. компании «Медскан» и «Нетрика Медицина» объявили, что заключили партнерство с целью создания российской фиджитал-платформы.

Партнерство с ГК «Нетрика Медицина» – стратегическое сотрудничество, компания становится фундаментом «Платформы Медскан» (18+), который будет обеспечивать реализацию цифровых сервисов, даст цифровую инфраструктуру и технологическую основу, рассказывает управляющий директор ГК «Медскан» Елена Нам.

«Сегодня клиентский путь в медицине сильно фрагментирован: лаборатории, клиники, реабилитация, санатории – каждое звено работает обособленно. Мы объединяемся с одним из лидеров отрасли, клиентская база «Медскана» составляет более 15 млн человек, также у нас есть международная медицинская экспертиза, а у «Нетрика Медицины» подключено 8000 клиник и 20 000 аптек и сильная IT-инфраструктура. Это и есть та синергия, благодаря которой у пациента появится возможность в любом месте и в любой клинике получить доступ к своей единой медицинской карте и полной истории обследований, лечения, реабилитации. И это должно стать нормой, а не редкой и сложной услугой», – говорит она.

«Мы обладаем широким физическим контуром, которым пользуются люди со всей страны – от Курска до Сахалина. Очевидно, что наше партнерство обладает потенциалом не только для развития сотрудничества, но и для создания продукта, направленного на консолидацию рынка. Именно такие амбиции мы и закладываем в этот проект. Этой осенью мы представим новый элемент «Платформы Медскан», который позволит подключить федеральные клиники, а особое внимание будет уделено Дальнему Востоку. Мы ведем переговоры с ведущими институтами и клиниками региона», – отмечает Благин.

«К платформе могут подключаться любые медицинские учреждения, которые желают повысить уровень цифровизации, эффективнее работать с пациентами, – от крупных сетевых клиник до небольших частных кабинетов. Для медицинских учреждений и врачей это мощный инструмент, снижающий рутинную нагрузку и позволяющий сконцентрироваться на самом важном – пациенте. Он дает доступ к полной истории болезни, подсказки от ИИ, возможность консультировать пациентов удаленно и повышать свою квалификацию», – дополняет Чумаков.

«Высокие перспективы цифровизации медицины обеспечивает рост спроса на дистанционные услуги – это порой значительно сокращает время на постановку диагноза и назначение лечения, а также позволяет общаться с врачом из любой точки мира. Также высокий стимул дает государственный приоритет в цифровизации. Для инвесторов это ниша с долгосрочным горизонтом и относительно низкой насыщенностью конкуренции по сравнению с e-commerce или финтехом», – отмечает Архипкина.

Эксперт оценивает российский рынок цифровой медицины в десятки миллиардов рублей с перспективой ежегодного роста более чем на 15–20%.