Парадоксы интеграции

Почему самые нуждающиеся в интеграции регионы оказываются на обочине процессов глобализации
Алексей Смышляев / PhotoXpress

Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития

В последние несколько лет популярной темой в экономических кругах стал вопрос внутристранового и межстранового неравенства, из-за которого снижаются темпы роста мировой экономики. При этом основное внимание уделялось неравенству в уровне доходов в условиях, когда есть другие, не менее фундаментальные факторы неравенства – например, география и разница в транспортных издержках между производителями прибрежных и континентальных стран без выхода к морю.

По оценкам Всемирного банка, из-за более высоких транспортных издержек ВВП стран, не имеющих выхода к морю, растет на 1,5% медленнее, а товарооборот на 30% меньше. Парадокс мировой экономики в том, что эти страны, сильнее других нуждающиеся в экономической интеграции, испытывают дефицит интеграционных партнерств.

Страны без выхода к морю (без учета членов ЕС и ЕАСТ) имеют в среднем 2,5 соглашения о зоне свободной торговли, а те, у которых выход есть, – 7,5 (на основе базы данных ВТО). Если учитывать все виды интеграционных соглашений, разница между двумя группами стран все равно более чем двукратная (в среднем 4 соглашения у стран без выхода к морю и больше 9 – у остальных).

Если сопоставить страны с высоким и низким уровнем дохода (как их определяет Всемирный банк), то оказывается, что в странах с низким доходом есть в среднем 0,3 зоны свободной торговли, в то время как в богатых экономиках – 14,7 (разница более чем в 40 раз). Разница в общем количестве интеграционных соглашений между двумя группами стран (включая зоны свободной торговли) – более чем 10-кратная.

В этих условиях возникает необходимость в создании новых механизмов интеграции, которые были бы более инклюзивными для стран с низким уровнем дохода или отсутствием выхода к морю. Один из примеров такого рода интеграционного проекта – «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) Китая, объединяющий 69 стран. Цель этого проекта – развитие инфраструктуры и снижение транспортных издержек на континентальном пространстве Евразии. Уникальность ЭПШП в том, что более 30% всех стран мира и 75% стран Евразии, не имеющих выхода к морю, включены в этот проект.

Другой пример – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), все страны которого, кроме России, не имеют выхода к морю, при этом и сама Россия представляет собой экономику преимущественно континентального типа, с острым дефицитом портовых мощностей.

Интеграция, в том числе за счет создания транспортной инфраструктуры, – один из основных способов преодоления географических ограничений для стран Евразии, что, в свою очередь, требует ориентированной на долгосрочную макроэкономическую стабильность экономической политики. Важные инструменты смягчения ограничений континентальной географии также включают развитие инновационной экономики, повышение эффективности прямых иностранных инвестиций стран ЕАЭС, более активную экономическую дипломатию по заключению альянсов со странами «дальнего зарубежья».

Такого рода интеграционные проекты и меры экономической политики будут способствовать смягчению остроты глобальных интеграционных дисбалансов, усиливающих факторы неравенства в экономической динамике развитых и развивающихся стран. &