Андрей Бочкарев: «Сегодняшние решения будут служить десятилетиями»

Руководитель Департамента строительства Москвы о том, как будет развиваться инфраструктура столицы
Департамент строительства города Москвы

Строительство транспортной и социальной инфраструктуры в Москве, воплощаемые нами решения будут служить москвичам десятилетиями. Сегодня в Москве создается новый транспортный каркас: сооружаются скоростные хорды, которые позволят соединить районы, чтобы автомобилисты, минуя центр города, выбирали короткие и удобные маршруты; реализуется масштабный проект «Большая кольцевая линия», который позволит пассажирам метро экономить время в пути, избегая пересадок в центре города; для удобства москвичей и жителей Подмосковья в 2019–2020 гг. планируется запустить первые московские центральные диаметры Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск.

Новые школы, детские сады, поликлиники строятся с учетом новых технологий и расчетом на увеличение числа жителей.

Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства Москвы

Родился 2 января 1972 г. в Тюмени. В 1994 г. с отличием окончил Тюменский инженерно-строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство», в 1997 г. – аспирантуру Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе по кафедрам «Управление в строительстве» и «Управление проектами». Кандидат экономических наук.

Работал в компаниях SWCCo/BLC Group, «Эдванс», Bechtel Corporation. В 2006–2009 гг. работал в «Русале», в 2009–2010 гг. – в российском подразделении Fortum. С ноября 2010 г. – руководитель Мосгорзаказа, который был реорганизован в Департамент строительства Москвы. С декабря 2010 г. – руководитель Департамента строительства Москвы.

В вопросах развития транспортной инфраструктуры было множество системных проблем, которые мы сегодня решаем по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Например, раньше поперечным связям между соседними территориями мешали железная дорога, река или промышленная зона. Другими словами, чтобы попасть из одного района в соседний, жителям не хватало путепровода, так как они были разделены, например, железной дорогой и т. д.

Строительство Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, Южной рокады, путепроводов через железные дороги способствует формированию необходимых поперечных связей между радиальными направлениями. Хорды позволяют выбрать дополнительные маршруты. С 2014 г. в Москве построено и реконструировано 12 путепроводов через железнодорожные пути, левоповоротные эстакадные съезды, мосты через водные преграды. Новые магистрали позволяют разгрузить потоки с перегруженных участков улично-дорожной сети и тем самым облегчают движение.

Ведется обновление и развитие не только дорожно-транспортной инфраструктуры. Еще один масштабный проект – программа реновации морально устаревшего жилья, предусматривающая снос в Москве более 5000 домов, в основном так называемых хрущевок, и переселение в современные квартиры более 1 млн человек.

Сегодня утвержден перечень более чем из 300 стартовых площадок, на которых планируется возвести свыше 4,5 млн кв. м недвижимости во всех административных округах Москвы. На них в 2018–2021 гг. будут построены стартовые многоквартирные дома. Работа по поиску стартовых площадок продолжается. Сейчас по программе реновации строится 51 объект. Планируется, что до конца года начнется строительство порядка 76 домов. А в следующем году запланирован выход еще примерно на 80 площадок.

В рамках реализации программы реновации применяется технология умного сноса ветхого жилья, основными принципами которой являются безопасность, экологичность, рециклинг строительного мусора.

После отключения здания от инженерных коммуникаций на первом этапе осуществляется поэлементная разборка здания с разделением отходов по группам для перемещения на специализированные полигоны, дальнейшей переработки и возможного повторного использования. По окончании первого этапа сноса остается только железобетонный остов здания. На втором этапе с помощью экскаватора-разрушителя проводится демонтаж железобетонного остова здания.

Демонтированные конструкции доставляются на полигоны, где их ломают на более мелкие фрагменты и перерабатывают методом дробления.

Социальная инфраструктура в городе также активно развивается. В ближайшие три года в Москве планируется ввести в эксплуатацию 82 объекта образования на 35 000 мест. Среди них особо можно выделить школы, рассчитанные на большое число учащихся: например, экспериментальную школу на 2500 мест с кванториумом (технопарком) на территории ЗиЛа, школу на 1900 мест в районе Левобережный, две школы на 1275 и 1150 мест в районе Некрасовка и т. д.

Не теряем темпов и в области строительства спортивных объектов. До 2021 г. у нас в планах строительство 37 спортивных сооружений: это физкультурно-оздоровительные и спортивно-оздоровительные комплексы, футбольные поля, бассейны, BMX-велодромы, спортивно-оздоровительные плавательные бассейны и другие объекты физической культуры и спорта.

Главным культурным событием этого года стало открытие в столице уникального концертного зала на 1500 мест в парке «Зарядье». Кроме того, достроена вторая очередь театра Et Cetera. В течение трех последующих лет запланирован ввод еще 22 объектов культуры и искусства. Нам предстоит реконструировать московские театры им. В. Маяковского и А. С. Пушкина, возвести новую сцену театра «Уголок дедушки Дурова», построить вход в Московский зоопарк со стороны ст. м. «Баррикадная» и новый пешеходный мост через Большую Грузинскую улицу, реконструировать павильон «Ластоногие».

Из масштабных проектов, реализованных в сфере здравоохранения в этом году, – открытие Международного медицинского кластера в «Сколково». Здесь построен первый клинико-диагностический корпус, оснащенный самым современным оборудованием. Оператором стала одна из старейших клиник Израиля Hadassah.

Диагностический центр позволит москвичам узнать о потенциальных проблемах со здоровьем и предотвратить развитие сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и других серьезных недугов. Также на базе корпуса разместился самый современный в России симуляционный центр, где созданы все условия для обучения и переподготовки кадров и дальнейшего трансферта мировых медицинских технологий в московские клиники.

В перспективе современный медкластер сможет принимать до 300 000 пациентов в год. Здесь разместится 15 ведущих международных клиник. Это уникальный проект, который позволит вывести нашу медицину на новый уровень.

Всего до 2021 г. у нас в планах строительство 41 медицинского здания, из них 20 поликлиник, 11 больничных корпусов, семи подстанций «Скорой помощи» и трех инженерных сооружений для медучреждений.

Словом, набранные строительным комплексом Москвы и Департаментом строительства темпы очень высоки. Но именно это часть политики всего Правительства Москвы, направленной на то, чтобы улучшить городскую среду, сделать ее более комфортной и удобной для людей. &

Текст: Татьяна Щукина