Джонатан Спарроу: «Сервис умного города – эффективный бизнес-инструмент»

Вице-президент Cisco о том, как технологии помогают городам решать общие проблемы
Джонатан Спарроу, вице-президент Cisco по работе в России/СНГ / Cisco

В этом году исполняется 30 лет не только компании «Ланит», но и крупнейшему приложению Интернета (World Wide Web). За эти годы Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей по всему миру, он стал основой для многих ноу-хау – от первого онлайн-заказа пиццы навынос в 1994 году до первого подключения к Сети из космоса в 2010. Другими словами, Интернет открывает перед нами совершенно новые горизонты возможностей. Например, он является фундаментом для сервисов «умного города», которые помогают отслеживать, как живет город и горожане, и делает их жизнь удобнее. Речь о самых насущных вещах: общественном транспорте, больницах, школах и библиотеках, получении государственных услуг.

Все мегаполисы сталкиваются со стандартными проблемами: сложностями с парковкой, экологическими проблемами, задачей сбора и вывоза мусора, экономии на освещении и т. д. Эти же вопросы, правда в меньшей степени, касаются более мелких городов. Например, в Калуге пробки меньше, чем в Москве, но жители-то хотят, чтобы их не было вовсе.

Где в городах нужны умные решения:

городское освещение

ЖКХ: сбор показаний счетчиков, мониторинг работы коммуникаций

транспорт: управление транспортными потоками

экология: контроль качества воздуха, воды, мониторинг промзон

парковка: организация единой парковочной зоны

мусор: контроль заполнения баков и оптимизация вывоза

публичный городской интернет

безопасность: видеонаблюдение, экстренная связь

Проблемы в большинстве крупных городов похожи, и для них существуют 8–10 «умных» решений. Cisco уже давно их применяет по всему миру, однако в России мы пока в начале этого пути. Я живу в Москве почти тридцать лет, и в 1990-х город был совсем другим. Особенно заметен прогресс последних 5–7 лет, и этому в немалой степени поспособствовали сервисы «умного города»: новая система работы общественного транспорта, видеонаблюдение, электронная школа. Сейчас Москва – один из самых удобных городов в мире. Планируется, что дальше столица будет развиваться по программе «Москва 2030», включающей здравоохранение, транспорт, безопасность, администрирование и т. д. Иметь такую амбициозную дорожную карту – это очень правильно.

Мы постоянно общаемся с руководством других городов. У Минстроя в приоритете ЖКХ, для его развития есть программа «Умные города», рассчитанная на 50 городов от Дальнего Востока до западных границ России. Их потребности и интересы в сервисах умных городов совпадают примерно на 80–85%. Почти в каждом из этих городов у нас есть партнеры, в том числе «Ланит»: мы строим инфраструктуру, а они разрабатывают локальные приложения и другие решения.

Например, мы работаем над проектом оптимизации вывоза мусора: на мусорные баки устанавливаются сенсоры, они следят за наполняемостью баков – это платформа. Партнерские стартапы могут интегрировать в нее любые технологические решения. Например, сделать так, чтобы при повышении температуры, когда становится жарко, маршруты мусоровозов оптимизировались и отходы вывозились чаще.

Такие сенсоры на баки мы ставили в Ницце и других городах мира. Россия пока только в начале пути, но для правительства вопрос мусора – приоритет. Вспомните, как быстро удалось приучить водителей пропускать пешеходов на зебре. Так что внедрение не только технологий управления вывозом отходов, но и остальных современных решений умных городов – это во многом вопрос коммуникаций и желания.

Да, многие регионы и города испытывают недофинансирование. Но при правильном подходе информационные технологии – это не статья расхода, а, напротив, инструмент пополнения бюджета. На самом деле город не выбирает между, например, строительством больницы и умной медициной. Он выбирает между умной и обычной больницей. Потому что умная медицина – это еще и телемедицина, дистанционные консультации. Этот сегмент здравоохранения растет во всем мире, где-то уже даже оперируют удаленно. В России есть все возможности для технологического рывка, в том числе и в этом направлении.

Мэры российских городов это прекрасно понимают. Образно говоря, они выступают как владельцы бизнеса. В этом случае жители – это клиенты, а хороший бизнесмен прислушивается к тому, чего хотят заказчики. Мэры уже знают, что сервис умного города – это не излишество, а эффективный инструмент, который поможет городу уменьшить расходы при улучшении обслуживания, а значит, город только сэкономит. Например, замена городского освещения на управляемые LED-светильники окупается за счет экономии электроэнергии, по нашим расчетам, за 3,5–4 года.

Сложности, конечно, есть, но они не уникальны. Все департаменты современных муниципальных учреждений все активнее используют ИТ, их деятельность напрямую связана с их эффективным применением. Именно поэтому особенно важным становится координация между отделами по этим вопросам. И тут нам еще есть над чем работать. Когда хочешь предложить, например, банку новый облачный продукт, не всегда понятно, к кому в банке с этим обратиться. С «умными городами» то же самое. В разных городах за эти вопросы могут отвечать разные люди и разные департаменты администраций. Надеюсь, когда реальных проектов по созданию «умных городов» в России будет больше, в мэриях создадут структуры специально для решения этих вопросов.

И все же еще год назад, когда проект Минстроя по цифровизации городского хозяйства только обсуждался, еще не было никакой инфраструктуры для его реализации. Рабочая группа под руководством Игоря Дроздова, предправления «Сколково», за это время разработала около 150 поправок в законодательство. Это огромная работа, и проделана она была очень быстро.

Важно понимать, что внедрение умных городов – это еще и колоссальный потенциал для стартапов, которые разрабатывают проекты и приложения для самых разных нужд. В перспективе они способны существенно диверсифицировать структуру экспорта: экспорт не железа, а идей и решений – это самый сочный кусок мирового рынка. Успешные кейсы уже есть. Например, сервис Aerostate.org, который позволяет узнать качество воздуха в конкретной точке земного шара. Его разработали выпускники МИФИ, а с нами Aerostate получил проекты в США и Великобритании. У нас также есть партнеры, которые разрабатывают датчики умных зданий и городов – счетчики парковочных мест и т. д. Это пока локальные решения, но в перспективе они будут востребованы и вне России.

Согласно исследованию Cisco, приуроченному к 30-летию Интернета, в течение следующих трех десятилетий большинство хотят получить от Сети лучший доступ к образованию (63% респондентов) и к медицинским сервисам (57%). Эти вопросы напрямую связаны с развитием «умных городов», и именно поэтому я уверен, что за этим направлением будущее. &

Автор — вице-президент Cisco по работе в России/СНГ