Николай Прянишников: «Занятия фитнесом помогают сохранять оптимизм»

Как тренд на селфи помогает развитию фитнес-индустрии и почему в холодильнике нет утешения
Пресс-служба World Class

В эпоху гаджетов и тотального увлечения социальными сетями модно вести здоровый образ жизни, уверен Николай Прянишников, гендиректор «Русской фитнес группы» (РФГ) и сети World Class. Вот почему вызванный коронавирусом кризис не сломит фитнес-индустрию. Вслед за глубоким падением – индустрия за несколько месяцев простоя (с марта по июнь) недосчиталась около 50 млрд руб. годового оборота, по оценке Ассоциации операторов фитнес-индустрии, – непременно последует рост.

О том, как тренировки помогают карьере, почему в холодильнике меньше утешения, чем в занятиях спортом, и какие тренды в фитнес-индустрии ждут нас в ближайшем будущем, Прянишников рассказал в интервью «Ведомости&».

«Килограммы прибавляются, а лучше не становится»

– Некоторые люди после самоизоляции признавались: их главной мотивацией к тренировкам было сохранение ментального здоровья. Об этом же свидетельствуют и результаты западных опросов. Занятия фитнесом действительно этому помогают?

– Фитнес – это одна из возможностей для людей повысить уверенность в себе. Во время кризиса многие эту уверенность потеряли. Людей беспокоило, что будет с их работой, зарплатой, семьей, страной. Состояние некоторых было очень тяжелым, и они потянулись к холодильнику. Но затем поняли: килограммы прибавляются, а лучше им не становится. Тогда на помощь пришли тренировки. Они способствуют выработке эндорфинов, так называемых гормонов счастья. О том, что фитнес помогает людям сохранять оптимизм, я могу судить хотя бы по количеству благодарностей, которые я регулярно получаю от клиентов.

– По вашим наблюдениям, пандемия повлияла на отношение людей к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и к фитнесу?

– Многие люди осознали важность ЗОЖ. С открытием клубов [после трехмесячного режима самоизоляции] у нас появились новые клиенты, хотя их и меньше, чем год назад. Ведь те, кто боится заразиться коронавирусом, отказываются от походов в фитнес-клубы (и, кстати, мы считаем, что клуб – одно из самых безопасных мест: если ты слегка заболеваешь, то в магазин ты пойдешь, а вот напрягаться на тренировке будешь вряд ли). Думаю, когда мы пройдем вторую волну пандемии и все страхи улягутся, большее число людей начнет заниматься спортом и фитнесом.

На мой взгляд, правильный вывод из всего случившегося такой: чтобы быть сильным и здоровым, ты должен регулярно заниматься спортом. По-хорошему, иммунитету нужны занятия спортом, питание и сон – вот три вещи, которые точно помогают.

– Ваши коллеги рассказывают, что запрос клиентов фитнес-клубов за последние несколько лет изменился: раньше приходили похудеть или подкачаться, а теперь – с запросом на здоровье и благополучие. Как вы думаете, почему?

– Мы живем в эпоху гаджетов: все выкладывают свои фотографии в Instagram и Facebook. Поэтому внешний вид очень важен. Тем, кто находится в хорошей форме, проще заводить новые знакомства и устраиваться на работу.

А «в здоровом теле – здоровый дух». Спорт дает энергию, укрепляет иммунитет, мы считаем, что спорт – это превентивная медицина. Значит, человек, который занимается спортом, может добиться больших успехов в работе, уделять больше внимания семье и быть более устойчивым к болезням (что особенно актуально во время пандемии коронавируса). В общем, быть счастливым, а это самое главное.

Мы очень хотим, чтобы люди жили как можно дольше – тогда они будут дольше оставаться нашими клиентами. Мы со своей стороны помогаем им быть здоровыми. Получается стратегия win-win (где каждый победитель. – «Ведомости&»).

Действительно, 10 лет назад было больше пафоса, больше понтов. Сейчас заинтересованность – быть здоровыми, уверенными в себе, энергичными.

«Для молодых людей ходить к нам выгодно»

– Как бы вы охарактеризовали своего клиента?

– В премиальный World Class, как правило, ходят клиенты с доходом выше среднего: от менеджеров среднего звена до топ-менеджеров и владельцев бизнеса. В World Class Light – семьи с детьми, молодые и пожилые люди, поэтому клубы [под этой маркой] мы открываем в основном в спальных районах Москвы. Есть новый формат UFC GYM – смешанные единоборства, в эти клубы в основном ходит молодежь.

– Вы говорите, что соцсети – один из драйверов развития фитнес-рынка. Но считается, что поколение Z легко меняет работу, не хочет покупать недвижимость, проще переезжает – в целом они гораздо мобильнее. Вы же предлагаете долгосрочные и, кстати, недешевые отношения.

– Мы очень дружим с молодежью, и как раз молодым нужно идти к нам: это не только качественные фитнес-услуги, но и социальный статус. Мы, конечно, не рекомендуем заключать сделки на беговой дорожке, но в клубах можно встретить и людей, знакомства с которыми помогут карьере, и потенциальных бизнес-партнеров. Легко можешь встретить в клубе топового бизнесмена и, возможно, договориться о проектах. А карточки мы предлагаем любые: можно купить хоть на месяц, просто более длинные контракты выгоднее по цене.

– То есть вместо pitch в лифте теперь pitch на беговой дорожке?

– Если бы я был помоложе, точно ходил бы в топовые клубы World Class и общался там с людьми! Сейчас многие бизнесмены даже деловые переговоры проводят в фитнес-клубе. Я и сам так поступаю. Раньше для этого все собирались в ресторане, обязательно пили водку. Сегодня это совершенно не в тренде. Кстати, и для личных знакомств фитнес-клуб тоже отличное место. Знакомиться в ночном клубе совершенно непродуктивно: во-первых, там темно, во-вторых, на следующий день ты уже ничего не вспомнишь. А фитнес-клуб – правильная здоровая среда.

– Как меняется мода на направления занятий?

– В Москве в супертренде все циклические виды спорта, в том числе триатлон. Мы вводим в программу занятий наших клубов high-intensity тренировки, которые позволяют за короткий промежуток времени добиться максимальных результатов. В тренде силовые занятия. Например, body pump, которая позволяет за час прокачать все мышцы, – самая популярная среди всех групповых программ. Популярны танцы, йога, программы водных тренировок. Но мы рекомендуем клиентам чередовать разные виды спорта, поскольку одна и та же программа в какой-то момент начинает надоедать. Молодежь очень увлечена боевыми искусствами, смешанными единоборствами.

«Ты должен быть Apple»

– В чем сейчас заключается стратегия World Class?

– Первое – укрепление в крупнейших российских городах наших лидерских позиций в сегменте премиум. Будем строить новые премиальные клубы World Class и проводить реновацию старых, чтобы занимать этот сегмент. Бизнесмены меня поймут: когда ты работаешь на премиум-рынке, ты должен быть Apple. Все производят сотовые телефоны, но Apple получает почти всю маржу, а уже за ним происходит бойня разных форматов.

Второе направление – расширение программы франчайзинга (подробнее об этом см. «Это бизнес с хорошей кармой») и поиск новых партнеров. Мы планируем ежегодно открывать 5–6 собственных клубов World Class и 10 франчайзинговых. Мы собираем сливки с доходных клиентов и предлагаем нашим партнерам вместе широко идти по России, странам СНГ и в общем по всему миру и зарабатывать.

Третье – развитие новых форматов, бизнес-девелопмент. Мы открыли сеть клубов UFC GYM с системой тренировок, основанной на боевых искусствах. В наших планах – открыть 55 клубов под этим брендом в ближайшие 10 лет (сейчас их два в стране. – «Ведомости&»).

Кроме того, мы выходим в сегмент восстановительных программ и спортивной медицины. В пяти клубах уже созданы центры, закуплено оборудование – можно пройти полное тестирование, получить консультацию врача, программы реабилитации после травм. Многие пробуют после травм лечиться в обычных медицинских учреждениях, но оказывается, что часто людей гоняют из кабинета в кабинет и, по сути, восстановление не предлагают. Часто после травм не нужно лежать на диване и ждать, пока все пройдет, а необходимо разрабатывать суставы, делать массаж, аппаратные процедуры. В этом мы нашим клиентам уже готовы помогать.

– Какие у вас планы по развитию сети?

– Мы намерены открывать 5–6 собственных новых клубов в год плюс расширять франчайзинг темпами вдвое выше, т. е. примерно по 10 клубов в год. Ну и, конечно, развитие онлайна: через какое-то время он должен приносить около 20% нашей выручки и прибыли. Основным бизнесом останутся клубы, но 20% – очень неплохая прибавка к бизнесу. В онлайне уже сейчас у нас тренируется вдвое больше людей, чем в физических клубах, даже с учетом франчайзинга: 400 000 человек против 200 000. Наша цель – чтобы в онлайне с нами тренировались 1 млн человек.

– До локдауна World Class не был очень активен в онлайне.

– Мы думали об онлайне и до коронавируса, но пандемия ускорила наше развитие. [Временное] закрытие фитнес-клубов заставило нас перейти в онлайн очень быстро (World Class запустил бесплатные онлайн-тренировки 23 марта, за два дня до объявления президентом Владимиром Путиным режима нерабочих дней. – «Ведомости&»). Результаты превзошли все наши ожидания: в клубах World Class (без учета франчайзинговых) тренируется 115 000 клиентов – в карантин с нами каждый день тренировались 1 млн человек. Таким образом, мы кардинально расширили охват клиентов – не только в России, но и во всех странах, где есть русскоязычное население. Это был очень большой успех. Теперь мы думаем его монетизировать.

– Как?

– Монетизация будет состоять из трех частей. Первая – заработок на рекламе: для клиентов тренировки бесплатны, но у нас огромная база подписчиков, мы на ней зарабатываем. Вторая – доход от занятий с тренером онлайн. Одно занятие будет стоить в 2 раза дешевле, чем персональная тренировка в клубе. Третья – это заработок на приложении. Оно будет работать так: вы вводите свои параметры и цели [которые хотите достичь] и приложение предлагает вам персональную программу тренировок. Пока приложение в разработке, мы планируем его вывести на рынок в начале следующего года.

Мы намерены стать лидерами [в этом сегменте], но допускаем, что клиент может тренироваться не только у нас. Думаю, оптимальным для клиентов будет сочетание онлайн- и офлайн-тренировок.

– Онлайн-тренировки и популярность гаджетов – источник большого количества данных о поведении и привычках людей. Что вы как World Class знаете обо мне как о клиенте? Как вы можете использовать эти данные?

– У нас есть проект развития big data: мы пробуем на основе всей доступной нам информации о клиенте – возраст, поведение, история покупок карт – предлагать персональные рекомендации. Здесь же можно будет задействовать данные тестирований, которые люди проходят в наших центрах спортивной медицины, – функциональные показатели и данные о здоровье. Так, одному клиенту можно предложить тренировки в бассейне, другому – клип-карту (блок персональных тренировок. – «Ведомости&»). Сейчас эта система в пилотном режиме, в принципе, он начал работать довольно неплохо. Мы ведем переговоры с технологическими компаниями о том, чтобы установить в клубах датчики, которые будут фиксировать, кто, где и какими конкретно тренировками занимается. Такие технологии уже есть, но пока стоят неоправданно дорого. Через какое-то время цены снизятся, и тогда мы сможем их установить.

Сила соцсетей

Впрочем, Прянишников и сам собирает обратную связь от клиентов – с помощью социальных сетей. «Клиенты могут написать мне в Instagram или Facebook, – рассказывает он. – В этих соцсетях у меня примерно 30 000–40 000 подписчиков, и по каждому клубу я могу получить обратную связь. Когда я еду в какой-то из клубов, у меня уже есть списочек [от клиентов]: кого поблагодарить, кого поругать, над чем нужно поработать».

«После фитнеса все кажется скучным и нединамичным»

– Каким был рынок фитнес-услуг 10 лет назад и как он изменится через 10 лет?

– Фитнес-индустрия в России молода. Первый фитнес-клуб мы открыли 27 лет назад в Москве на Житной улице – до этого фитнес-клубов в России не существовало. С тех пор рынок растет, и потенциал для дальнейшего роста еще очень большой. Например, сегодня в крупных городах только 10% людей являются членами какого-либо фитнес-клуба. Нам с вами кажется, что все вокруг тренируются, но на самом деле в крупных городах это только 10%. Мы верим, что в ближайшие 5–10 лет рынок фитнес-услуг вырастет вдвое: мы будем двигаться к 20% проникновения в крупных городах. Поэтому мы, как лидер рынка, заинтересованы не в том, чтобы у кого-то отобрать 10 000 или 20 000 клиентов, а в том, чтобы рынок рос, и желаем успеха всем конкурентам. Если ты все правильно посчитал, сделал очень тщательный отбор, у тебя хорошая финансовая модель, твой клуб может окупиться за четыре года. Наш средний IRR (internal rate of return – внутренняя норма доходности инвестиций) – как раз 25%.

Николай Прянишников, гендиректор «Русской фитнес группы», сети фитнес-клубов World Class

Родился в 1972 г. Имеет несколько высших образований: в 1994 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт, в 1996 г. – Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в 1998 г. – Высшую коммерческую школу Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и Международный университет управления в Париже по программе MBA. Имеет ученую степень кандидата экономических наук.
В 1997 г. работал заместителем генерального директора по коммерции ТОО «Московская сотовая связь». В 1999 г. стал заместителем генерального директора ОАО «Вымпелком». До 2008 г. работал в компании в должностях первого вице-президента, коммерческого директора, исполнительного вице-президента. В 2009 г. стал президентом Microsoft в России, в 2014 г. – вице-президентом по развитию бизнеса Microsoft в Центральной и Восточной Европе. В 2015 г. занял должность гендиректора РФГ и сети фитнес-клубов World Class.

– Сколько игроков фитнес-индустрии не переживут кризис?

– По моим ощущениям, этот год не переживут 30% фитнес-клубов. Это те клубы, которые до пандемии работали в ноль или были в небольшом плюсе. Теперь они ушли в минус и, соответственно, не смогут долго существовать.

Многое будет зависеть и от того, смогут ли операторы фитнес-индустрии договориться с арендодателями о снижении арендной ставки.

World Class

Принадлежит «Русской фитнес группе» (РФГ).

Первый клуб открылся в 1993 г. РФГ управляет сетью под брендами World Class, World Class Lite, «Физкульт» и UFC GYM (в этом году открылось по одному клубу в Москве и Санкт-Петербурге).
Сейчас сеть World Class и UFC GYM насчитывает 52 собственных клуба и еще 51 франчайзинговый (в 36 городах в 6 странах).
32,6% РФГ принадлежит президенту компании Ольге Слуцкер, 24,9% – Goldman Sachs, 20% – президенту и владельцу компании Fashion Galaxy Максиму Игнатьеву, 22,5% – Российскому фонду прямых инвестиций и арабскому суверенному фонду Mubadala.

Пандемия немножко заморозила все возвраты на инвестиции и затормозила рост проникновения. Но мы переживем тяжелый 2020 год, через год мы вернемся к уровню [роста] 2019 г., через пять лет, я очень надеюсь, рост проникновения будет уже более существенным – по 1–2 п. п. в год.

– Сделок по слиянию и поглощению стоит ждать?

– Единичные сделки возможны, но не массовые, ведь убыточные площадки никому не нужны. У нас нет планов покупать сети фитнес-клубов.

– Какие главные уроки вы вынесли из этого кризиса?

– Во время самоизоляции нам пришлось очень быстро перестраиваться в [режим] онлайн. Я благодарен моей команде: мы быстро – буквально за неделю – запустили онлайн-тренировки и отточили лучшие форматы. Кто-то [из нашей команды] не смог, и это тоже полезный вывод: значит, у людей разные компетенции. Кто-то может тренировать на камеру, а кто-то проводит отличные персональные тренировки.

Второй момент: наша модель, предусматривающая, что клиент всегда в центре внимания, оправдала себя. Конечно, во II квартале мы понесли большие убытки, но мы все время поддерживали контакт с клиентами с помощью онлайн-тренировок. Поэтому, когда мы открылись, клиенты вернулись в наши клубы.

Третье: в кризис необходимо было думать о том, как сохранить команду. 3000 сотрудников [несмотря на закрытие клубов] получали от нас зарплату – в несколько сокращенном размере, но получали. Зато, когда мы открылись, все вышли на работу, и наш бизнес пошел в гору.

– Чем фитнес хорош и чем плох как бизнес?

– Это плюс в карму. Мы говорим: «Наша миссия – помогать людям быть здоровыми, красивыми и успешными». Что может быть лучше? В нашей индустрии много молодых, красивых и энергичных людей. Зайдите в любой наш клуб – там красавцы и красавицы. Вокруг всегда приятная атмосфера. После фитнеса очень сложно уходить в другой бизнес, потому что все начинает казаться скучным и нединамичным.

Минус только один – низкая доходность на 1 кв. м. Но если это учесть и договориться с арендодателем о разумных арендных ставках, то все будет хорошо. Если правильно рассчитывать бизнес-модель и контролировать затраты, то получится хороший прибыльный бизнес.

В декабре 2019 г. в Китае был обнаружен новый тип коронавирусной инфекции – COVID-19. В начале 2020 г. вирус распространился на другие страны.
Чтобы сдержать рост заболеваемости, многие страны ввели карантин, а Россия – режим самоизоляции, подразумевающий запрет на выход из дома без крайней необходимости. С конца марта регионы начали повсеместно вводить запрет на работу некоторых предприятий, в том числе фитнес-центров. В общей сложности фитнес-центры не работали около трех месяцев – с конца марта по конец июня. По данным Национального фитнес-сообщества и Ассоциации операторов фитнес-индустрии, из-за приостановки деятельности отрасль потеряла около 50 млрд руб.